
Мониторинг СМИ в предвыборной кампании к всеобщим местным
выборам 14 июня 2015 года

Доклад № 1
1 - 14 мая 2015

Данный доклад выполнен Центром независимой журналистики при поддержке
Фонда Восточной Европы, из ресурсов, предоставленных Правительством Швеции
через Шведское агентство международного сотрудничества для развития (Sida) и
Министерством иностранных дел Дании/DANIDA. Мнения авторов доклада могут
не совпадать с мнением Фонда Восточной Европы, Правительства Швеции, Sida или
Министерства иностранных дел Дании/DANIDA.



1. Общие данные 

1.1 Задача проекта: Мониторинг и информирование общественности о поведении
СМИ  в предвыборной кампании, включая доступ конкурентов к СМИ и обеспечение
плюрализма мнений. Задача мониторинга заключается в анализе журналистских
тенденций, которые способны повлиять на работу СМИ и повредить их способности
предоставлять общественности достоверную, объективную и плюралистическую
информацию.

1.2 Период мониторинга:  1 мая – 14 июня 2015 

1.3 Критерии отбора СМИ для мониторинга:

• Публика-воздействие: национальные, квазинациональные
• Тип СМИ: аудиовизуальные, онлайн
• Форма собственности: государственная, частная
• Язык вещания: румынский, русский

1.4 Список СМИ, подвергнутых мониторингу: 

Аудиовизуальные СМИ
Moldova 1 («Mesager», 21.00) – государственный канал, национальное покрытие,
вещание на румынском и русском;
Prime («Primele Ştiri», 21.00) – частный канал, национальное покрытие, вещание на
румынском и русском;
Canal 2 («Reporter», 19.00) – частный канал, национальное покрытие, вещание на
румынском;
TV 7 («Ştiri», 20.30) – частный канал, региональное покрытие, вещание на румынском
и русском;
Accent TV («Accent info», 20.00) – частный канал, вещает на румынском и русском. 

Печатные онлайн-СМИ:
www.unimedia.info (онлайн-портал, румынский язык);
www.omg.md (онлайн-портал, русский язык); 
www.publika.md (онлайн-портал, румынский язык); 
www.pan.md (онлайн-версия публикации «Панорама», русский язык); 
www.timpul.md (онлайн-версия национальной публикации «Timpul de dimineaţă»,
румынский язык).

2. Методология 
Был проведен мониторинг полного содержания онлайн-публикаций и по одному
ежедневному выпуску новостей с анализом материалов прямого и косвенного
предвыборного характера. Материалы были оценены с точки зрения содержания и
контекста, чтобы определить, оказывают ли они предпочтение или ставят в
невыгодное положение какие-либо партии или другие политические формирования.

2

http://www.unimedia.info/
http://www.timpul.md/
http://www.pan.md/
http://www.publika.md/
http://www.omg.md/


Кроме того, материалы анализировались по следующим критериям объективного
освещения:

Беспристрастность/объективность: Согласно Деонтологическому кодексу
журналиста, новости должны быть беспристрастными и объективными; они не
должны оказывать предпочтение отдельными партиям/группам/лицам в ущерб
других. Наличие дискриминационных элементов в репортажах и новостях является
первым показателем того, что реальность представляется с точки зрения журналиста.
Фильтрация новостей и минимальный анализ события и контекста также говорят о
защите интересов определенных лиц, а не общества в целом1.

Корректность и баланс источников/плюрализм мнений: Материалы считаются
корректными и сбалансированными, если в них представлены все стороны, имеющие
к ним отношение (в особенности когда речь идет о конфликтах), и если отношение к
оппонентам в них равное.2 Кроме того, СМИ должны обеспечивать доступ к
различным мнениям, помогая публике составить собственное мнение о событиях.

Формулировки и изображения: Намеренное использование преувеличений и
некорректных выражений, например, бранные выражения или ярлыки, применяемые
к отдельным лицам или организациям, а также манипуляции с изображениями,
показывающие определенные стороны в отрицательном свете, ставят под сомнение
соблюдение этических и профессиональных стандартов. Этическое поведение
журналистов вызывает сомнение чаще всего тогда, когда изображения показывают
аспекты, не соответствующие действительности, когда они особым образом
обрабатываются, и  когда новости сопровождаются изображениями, не имеющими
отношение к тексту.

1� Simona Ştefănescu, Riscurile comunicării mediatice în timpul conflictelor

2�  Fico, Sofin, and Dragger, 2007. Fairness and defamation in the reporting of local issues. 

3



3. Результаты мониторинга

Участие в предвыборной кампании

В период 1-14 мая 2015 года, государственный телеканал Moldova 1 отличился
активным освещением предвыборных тем. В 14-ти выпусках новостей были
включены 52 материала, имеющих прямой или косвенный предвыборный характер.
Некоторые из них касались начала предвыборной кампании и процесса регистрации
кандидатов (22 материала), тогда как в других освещались текущие проблемы
столичной мэрии. Среди них были материалы о пособиях для ветеранов Второй
мировой войны, о премиях, которые будут предоставлены жилищным ассоциациям,
не имеющим задолженности перед государством, о новых троллейбусах, которые
будут поставлены на маршруты в конце текущего года, о решении проблемы
мусорной свалки в Цынцэрень, и т.д.

Беспристрастность и объективность. Политические пристрастия

Из 52-х новостей прямого или косвенного предвыборного характера, показанных
телеканалом Moldova 1 в данный период, большинство представляли информацию
объективно и беспристрастно. На телеканале не было замечено явных нарушений
норм профессиональной этики, которые могли бы деформировать или урезать
информацию, предоставляемую публике. Не были замечены также серьезные
проблемы с отделением фактов от мнений или с дискриминацией каких-либо
кандидатов. Единственная проблемная новость содержалась в выпуске 14 мая и
касалась столкновений между мэром Дорином Киртоакэ и представителями Партии
социалистов (ПСРМ) и «Нашей партии» (НП) на последнем заседании
Муниципального совета Кишинэу (МСК). По словам репортера, представители
«Нашей партии» и ПСРМ объединились и испортили начало последнего заседания
муниципального совета Кишинэу. Они бросились в драку, забыв, что находятся в
государственном учреждении. Таким образом, автор высказывает свое мнение об
инциденте и показывает собственное отношение к действующим лицам конфликтного
материала.

Наличие новостей о деятельности местных властей (около трети всех прямых и
косвенных предвыборных материалов) ставит мэра Дорина Киртоакэ в выгодное
положение более широким освещением по сравнению с другими конкурентами на
выборах, о которых либо совсем нет новостей, либо они появляются только в общих и
коллективных материалах, например, об их регистрации. Всего, представители
Либеральной партии (ЛП) непосредственно появлялись в 11 материалах и были
упомянуты в 6 репортажах, 9 раз в положительном контексте, 2 раза в отрицательном
и 6 раз в нейтральном. Например, в выпуске новостей 6 мая, действующий мэр
появился в 4 материалах: о споре между Министерством образования и
муниципальным управлением образования Кишинэу в связи с регламентом о

4



назначении школьных управляющих; об обвинениях в коррупции, выдвинутых
кандидатом Народной партии Республики Молдова (НПРМ) Михаем Кырлиг против
Дорина Киртоакэ; о премиях для многоквартирных домов без задолженностей; и о
решении проблемы мусорной свалки в Цынцэрень на европейские деньги. Ситуация
повторилась и в другие дни, когда мэр столицы был действующим лицом нескольких
материалов (10 мая – два, 11 мая – два). Учитывая, что Д. Киртоакэ не был
официально зарегистрирован в качестве кандидата, и, следовательно, все еще занимал
свою должность, его широкое присутствие в СМИ кажется частично оправданным.

Другим конкурентом в выборах, которому было оказано предпочтение
неоднократными прямыми появлениями в новостях, была Демократическая партия
Молдовы (ДПМ), представители которой непосредственно присутствовали в 6
новостных материалах и были упомянуты еще дважды. В четырех случаях контекст
был положительным и в четырех других – нейтральным. Представители Партии
социалистов Республики Молдова (ПСРМ) непосредственно присутствовали в 2
материалах и были упомянуты в 5 других, а контекст был в основном отрицательным
(5 раз). «Наша партия» (НП) присутствовала в новостях 3 раза и 5 раз была
упомянута, каждый раз в нейтральном контексте, а НПРМ цитировалась 3 раза в
нейтральном контексте. Остальные конкуренты, имеющие отношение к освещаемым
событиям, цитировались по одному разу либо упоминались несколько раз в
различных контекстах. 

Плюрализм мнений. Корректность и баланс источников

При подготовке новостей, государственный телеканал пользовался несколькими
источниками, в значительной степени обеспечивая плюрализм и разнообразие
мнений. Чаще всего, канал прибегал к политикам, которые цитировались 28 раз в
соответствующих материалах, из которых 26 были мужчинами. Чиновники
цитировались 20 раз (18 мужчин и 2 женщины), эксперты – 12 раз (из которых только
3 женщины), граждане – 9 раз (1 мужчина и 8 женщин). Таким образом, гендерный
баланс сильно склонялась в сторону мужчин.

В период, охваченный данным докладом, государственный телеканал Moldova 1
показал 6 материалов о конфликтах, из которых 3 были сбалансированными, а в 3 не
были представлены обе стороны конфликта. Таким образом, остался
несбалансированным материал о заявлениях лидера НП Ренато Усатого, по словам
которого на заседании МСК планировалось отчуждение нескольких земельных
участков из муниципальной собственности по ценам, намного более низким, чем их
реальная стоимость (13 мая), а также репортаж о протестах членов ПСРМ и НП и их
сторонников в связи с намерением МСК проголосовать за пакет законов (14 мая), и
материал о дискуссиях в Парламенте по этой ситуации (14 мая). Следует отметить,
что Ион Чебан, депутат ПСРМ, организовавшей протест, в тот же день собрал пресс-
конференцию, объяснив события того утра, но канал Moldova 1 не включил его
мнение в материал о протестах и столкновениях.

 

5



Формулировки и видео изображения

В период 1-14 мая 2015 года не были замечены случаи использования формулировок,
дискриминирующих конкурентов в выборах, или изображений, способных исказить
действительность и создать предпосылки для сомнений относительно соблюдения
этических и профессиональных стандартов журналистами государственного
телеканала Moldova 1.

 

Участие в предвыборной кампании

В основных выпусках новостей в период 1-14 мая 2015 года телеканал Prime включил
29 материалов прямого или косвенного предвыборного характера, большая часть
которых (23) были простыми новостями. Большинство материалов, непосредственно
касавшихся предвыборной кампании, сообщали о деятельности Центральной
избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, а также о мероприятиях,
приуроченных вступлению конкурентов в предвыборную гонку. Материалы с
косвенным предвыборным характером сообщали о сдаче в эксплуатацию участков
дороги в селе Войнова района Стрэшень, с участием министра транспорта и
дорожной инфраструктуры Василия Ботнарь (11 мая), о планах по строительству
новых дорог в Бахмуте и Вулкэнешть при европейской поддержке, также с участием
Василия Ботнарь (5 мая), о культурных мероприятиях с участием министра культуры
Моники Бабук, которая является кандидатом ДПМ в мэры столицы (новость об
открытии фестиваля документальных фильмов «Cronograf» 13 мая и новость об
открытии фестиваля «Европейская весна поэтов» в Кишинэу 6 мая).

Объективность и беспристрастность. Политические пристрастия

В течение данного периода, в материалах телеканала Prime не были замечены
серьезные нарушения норм профессиональной этики, способные исказить
действительность. Тем не менее, были отмечены 4 случая предвзятого отношения
автора. Например, в материале о столкновении в МСК репортер высказал свое мнение
с самого начала, сказав, что Муниципальный совет Кишинэу превратился в поле боя
(14 мая). Также, 11 мая в материале о сдаче в эксплуатацию участка дороги в Войнова,
Стрэшень, действительность представлена с точки зрения репортера, который
оценивает европейское качество дороги, а источники, из опроса общественного
мнения, проведенного среди жителей села, подтверждают утверждения репортера. В
материале о запуске Демократической партией кампании Месяц семьи включены
элементы, не имеющие информационной ценности, например, утверждение, что
Мариан Лупу лично приветствовал присутствующих, в то время как на видео лидер
ДПМ по очереди целует детей, присутствовавших на церемонии (11 мая). Телеканал
также выпустил материал, акцентирующий, что на церемонии вступления в
предвыборную кампанию один из кандидатов с трудом читал свою программу с
листа на румынском языке (материал от 12 мая о начале кампании кандидата ПКРМ

6



на должность мэра столицы). Такой подход предоставляет телезрителям не имеющую
значения информацию, которая не касается непосредственно его предвыборной
платформы, а представляет кандидата в невыгодном свете. 

Частота появления некоторых кандидатов и подход к освещению событий указывают
на явную редакционную поддержку этого канала Демократической партии, ее
лидерам и кандидатам. Таким образом, тональность 10 из 12 материалов о
представителях ДПМ была положительной. Канал сообщал о встречах лидера ДПМ с
жителями Оргеева (1 мая), о встрече Мариана Лупу с группой ветеранов (2 мая), о его
же участии в открытии памятника в селе Кунича флорештского района (9 мая), о
запуске кампании ДПМ «Месяц семьи» (11 мая), и т.д.

К а н а л Prime также часто освещал Либеральную партию: ее представители
непосредственно цитируются в 3 материалах и упоминаются в 7 других материалах, в
равной степени в положительном и отрицательном контексте (по 5 раз). Речь идет в
основном о косвенных предвыборных новостях в положительном контексте, таких
как, например, репортаж о кредите, который получат местные власти для решения
проблемы мусорной свалки в Цынцэрень (11 мая), о пособиях для ветеранов Второй
мировой войны (4 мая), а в отрицательном контексте – штраф за незаконную парковку
машины, принадлежащей ЛП (1 мая), обвинения в коррупции, выдвинутые
кандидатом НПРМ Михаем Кырлиг против Дорина Киртоакэ (6 мая, 12 мая). Для
сравнения, другие конкуренты, такие как ЛДПМ и ПКРМ, появлялись по одному разу
в положительном контексте, ПСРМ – один раз в отрицательном контексте, НП – один
раз в нейтральном.

Плюрализм мнений. Корректность и баланс источников

В большинстве предвыборных материалов на телеканале Prime в период мониторинга
был соблюден принцип разнообразия и баланса источников, но они были
несбалансированными с точки зрения гендерного равенства. Чаще всего, в
соответствующих новостях цитировались политики (всего 17, включая 2 женщин) и
чиновники (всего 14, включая 3 женщин). В новостях были представлены и мнения
рядовых граждан (всего 6: 3 мужчины и 3 женщины). В 5 из 6 материалов о
различных спорах цитировались все стороны конфликта. Единственный
несбалансированный новостной материал сообщал о штрафе, наложенном на машину
ЛП (1 мая).

Формулировки и видео изображения

В период мониторинга, на телеканале Prime не были отмечены случаи использования
формулировок, дискриминирующих каких-либо кандидатов, а также изображений,
способных исказить действительность. 

7



Участие в предвыборной кампании

В период 1-14 мая, телеканал Canal 2 показал 23 прямых или косвенных
предвыборных материалов. Большинство материалов, непосредственно касающихся
предвыборной кампании, сообщали о регистрации кандидатов и о мероприятиях,
приуроченных их вступлению в предвыборную кампанию. В то же время, Canal 2
произвел несколько завуалировано предвыборных репортажей, например, о
деятельности ДПМ (запуск кампании Месяц семьи, встреча Мариана Лупу с
жителями Оргеева, участие лидера ДПМ в открытии памятника в селе Кунича, сдача в
эксплуатацию ряда участков дороги с участием министра транспорта Василия
Ботнарь, культурные мероприятия с участием министра культуры Бабук, не ушедшей
с должности).

Объективность и беспристрастность. Политические пристрастия

Из 23 прямых и косвенных предвыборных материалов, в 3 были замечены проблемы с
объективностью и беспристрастностью. Один из них сообщал о восстановлении
дорог в районе Стрэшень (11 мая). С самого заголовка материала становится явной
хвала в адрес Министерства транспорта, министром которого является член ДПМ –
«Превосходные дороги» («Drum de toată frumuseţea»), а сам материал сопровождался
титрами «Сельские дороги как в Европе» («Drumuri de sat ca în Europa»). Также 11
мая, в материале о запуске Демократической партией кампании «Месяц семьи» в
Молдове, репортер подчеркивает, что всех участников приветствовал лидер ДПМ
Мариан Лупу. В материале от 12 мая о вступлении в предвыборную кампанию
кандидата в мэры столицы Василе Киртока отмечается позиция автора, который
пытался представить его в отрицательном свете, сказав, что кандидат ПКРМ Василе
Киртока с трудом читал на румынском языке с листа.

В период мониторинга было явным предпочтение ДПМ, которое проявлялось в
большом числе материалов (10 из 23) в которых представители этой партии либо
появлялись сами (8), либо упоминались (2), в то время как контекст был в основном
положительным (7 раз) или нейтральным (3 раза). Материалы, представлявшие ДПМ
в положительном свете, касались, помимо прочего, встречи лидера ДПМ с ветеранами
(1 мая), участия Мариана Лупу в открытии памятника в селе Кунича флорештского
района (9 мая), назначения Моники Бабук кандидатом ДПМ в мэры столицы (4 мая) и
ее регистрации в качестве кандидата (14 мая), и т.д.
 
Представители ЛП непосредственно появлялись в 5 материалах и упоминались в 2
других, а контекст был в основном положительным (5 раз) и отрицательным (2 раза).
Представители НПРМ непосредственно появлялись в 4 материалах (1 раз в
положительном контексте и 3 раза в нейтральном), ПСРМ – по 2 появления и 2
упоминания в отрицательном и нейтральном контексте, НП – 2 прямых появления и
одно упоминание, из которых 2 раза в положительном контексте и один раз в

8



отрицательном. Остальные кандидаты и организованные ими предвыборные
мероприятия разделили эфирное время на Canal 2 без существенных различий с
точки зрения количественных и качественных параметров мониторинга.

Корректность и баланс источников. Плюрализм мнений

В соответствующих материалах на Canal 2, чаще всего цитировались политики (19
раз, включая 16 мужчин) и чиновники (12 раз, включая 10 мужчин). Граждане
цитировались 7 раз, включая 6 мужчин, а другие источники – 9 раз, включая 5
женщин. Таким образом, сильного гендерного дисбаланса не было.

Из 7 материалов о конфликтах, 6 были сбалансированными, а в одном случае
репортеры не обеспечили баланс источников. Речь идет о материале от 4 мая о
решении ЦИК исключить Коммунистическую партию реформаторов из списка
партий, имеющих право участвовать в выборах, в котором не было представлено
мнение представителей этой партии.

Формулировки и видео изображения

В период мониторинга, Canal 2 не допустил преувеличений в формулировках,
допустимых для новостей. Репортеры не применяли ярлыки к кандидатам. Эти
наблюдения касаются и применения изображений и элементов монтажа, которые
соответствовали этическим и профессиональным нормам.

 

TV 7

Участие в предвыборной кампании

В течение первых двух недель мониторинга, телеканал TV 7 относительно активно
участвовал в предвыборной кампании, освещая события, непосредственно связанные
с проведением кампании, и события/ситуации, косвенно относящиеся к выборам и
соперничеству кандидатов. Всего, в 10 выпусках новостей TV 7 представил 26
материалов, прямо или косвенно касающихся предвыборной кампании. В основном
сообщалось о декларациях, акциях и спорах кандидатов на должность генерального
мэра муниципия Кишинэу. Деятельность Центральной избирательной комиссии
(ЦИК) регулярно освещалась в данный период в новостях о регистрации кандидатов в
столице, о презентации докладов о расходах партий, об исключении
Коммунистической партии реформаторов из списка партий, имеющих право
участвовать в выборах. В то же время, телеканал освещал деятельность мэрии и
Муниципального совета Кишинэу. 

9



Объективность и беспристрастность. Политические пристрастия

Репортажи, реализованные телеканалом TV 7 в период мониторинга, были
корректными, без нарушений норм профессиональной этики, которые могли бы
исказить послания конкурентов. Мониторинг не выявил также проблемы в разделении
фактов от мнений или сокращение информации, изменяющее смысл контекста, в
котором были сделаны заявления или происходили события. Только в одном случае
можно ощутить мнение репортера – в репортаже о столкновении в МСК, где голос за
кадром утверждает, что представители НП и ПСРМ ворвались в здание мэрии, что
от шуток до драки был лишь шаг, и что социалисты продолжили нападение и после
того, как конфликт успокоился (14 мая). 

В целом, в период мониторинга наиболее освещаемым конкурентом была
Либеральная партия и ее кандидат Дорин Киртоакэ, которые непосредственно
появлялись в 4 материалах и упоминались еще в 6-ти. Контекст был разным – 3 раза
положительным, 2 раза отрицательным и 5 раз нейтральным. Новости о конфликте
между Министерством образования и Управлением образования муниципия Кишинэу,
которое обвинялось в том, что оно превращает конкурсы на замещение должностей
директоров школ и лицеев в предвыборную кампанию (6 мая) и о проверке
Национальной антикоррупционной комиссии, в результате которой Дорин Киртоакэ
подозревался в конфликте интересов (7 мая), способствовали представлению
кандидата ЛП в мэры в отрицательном свете, а материалы о новых троллейбусах,
которые начнут курсировать в конце года (7 мая), о решении проблемы,
представленной родителями учащихся одного столичного лицея, ставили Дорина
Киртоакэ в выгодное положение. Представители ЛДПМ появлялись и упоминались в
3 материалах, один раз в положительном контексте и 2 раза в нейтральном. Материал,
непосредственно благоприятствующий ЛДПМ, сообщает о новой дороге в селе
Кочулия с участием представителей ЛДПМ (8 мая). Партия социалистов
непосредственно цитировалась 2 раза и упоминалась 4 раза – один раз положительно,
один раз отрицательно и 4 раза нейтрально; этот конкурент появлялся в основном в
репортажах, освещающих предвыборные инициативы, а также в связи со
столкновениями в МСК. «Наша партия» была непосредственно представлена 5 раз и
упомянута 4 раза: 8 раз в нейтральном контексте и один раз в положительном (в
материале о возвращении лидера НП в Кишинэу и о том, что в аэропорту его
встречали сторонники).

Остальные кандидаты, подавшие документы для регистрации, освещались реже:
Моника Бабук была представлена один раз и была упомянута 2 раза, ПКРМ – одно
появление и 5 упоминаний, Зеленая экологическая партия – одно появление. Другие
восемь конкурентов только упоминались.

Корректность и баланс источников. Плюрализм мнений

К а н а л T V 7 в основном соблюдал принцип разнообразия и баланса
источников/позиций/мнений, особенно в 7 материалах, сообщавших о конфликтах,
обвинениях или о спорных вопросах, касающихся конкурентов на выборах. Только в
одном случае источники выдвигали обвинения, и репортеры не предоставили право

10



на реплику. Речь идет о материале об обвинениях министра образования в адрес
местной администрации, согласно которым конкурсы на замещение должностей
директоров школ и лицеев превращаются в предвыборную кампанию, а директора
принимаются на работу по политическим критериям. Хотя материал касается
конфликтной ситуации, в нем представлено только заявление Майи Санду, и
обвиняемым не предоставляется право на реплику (6 мая). Также, был частично
несбалансированным материал от 14 мая, в котором депутат-социалист Ион Чебан
обвиняет ЛП и ПКРМ в коррупции, но в материале представлено только мнение
ПКРМ.

В соответствующих материалах телеканала TV 7 цитировались различные источники.
Чаще всего ими были чиновники (19 раз, включая 16 мужчин) и политики (16 мужчин
и 1 женщина). Эксперты цитировались 2 раза (в обоих случаях женщины), граждане –
4 раза (включая 3 женщин). Источники из других категорий цитировались 3 раза (2
мужчины и 1 женщина). Таким образом, отмечается явный дисбаланс в ущерб
женщин.

Формулировки и видео изображения

Формулировки, использованные TV 7 в соответствующих новостных материалах в
данный период, были допустимыми. Не было случаев манипуляции видео
изображений.

            

Участие в предвыборной кампании

В период 1-14 мая 2015 года телеканал Accent TV относительно активно освещал
прямые и косвенные предвыборные темы, выпустив всего 28 новостных материалов
на тему данного мониторинга. Значительная часть из них (около 50%) касалась трех
конкурентов: «Наша партия» (НП), Партия социалистов (ПСРМ) и Партия «Наш дом
– Молдова» (ПНДМ). Таким образом, Accent TV информировал телезрителей о
различных заявлениях Ренато Усатого, лидера НП, о вступлении в предвыборную
кампанию представителей НП в Кишинэу и в других населенных пунктах, о
различных акциях ПСРМ и о презентации Григорием Петренко, бывшим депутатом-
коммунистом, «Красного блока», который в кампании будет участвовать от Партии
«Наш Дом – Молдова» (ПНДМ).

Объективность и беспристрастность. Политические пристрастия

Из 28 материалов, выпущенных Accent TV в данный период, большая часть оказывала
предпочтение двум конкурентам – НП и ПСРМ. Таким образом, ПСРМ
непосредственно присутствовала в 6 материалах, все в положительном контексте, а
НП непосредственно присутствовала в 6 материалах и была упомянута 1 раз, в
основном в положительном контексте (6 раз) и один раз в нейтральном. Примеры

11



материалов, оказавших предпочтение НП: новости о пресс-конференциях и интервью
Ренато Усатого в Москве о его намерении вернуться в Молдову и спасти местное
население (1 мая), о его прибытии в Кишинэу (6 мая) и о других мероприятиях после
его возвращения – поддержка кандидатов в Гагаузии, Вулкэнешть (4 мая),
регистрация на участие в выборах в мэрию Бэлць (6 мая), мнение Усатого о докладе
Кролл (7 мая) и т.д. ПСРМ было оказано предпочтение в новостях о вступлении в
кампанию (4 мая), о презентации Игорем Додоном поддерживаемых ПСРМ
кандидатов в мэрии Комрат, Чадыр-Лунга, Вулкэнешть (11 мая), о поддержке
независимых кандидатов в Гагаузии (12 мая). Кроме того, освещались заявления
Игоря Додона о том, что он отправит в тюрьму всех олигархов (12 мая). Следует
отметить, что материал от 11 мая о решении ПСРМ поддержать определенных
кандидатов в Гагаузии был объемным, заняв около 3 минут, и большая часть этого
времени была предоставлена лидеру ПСРМ Игорю Додону.

Представители Либеральной партии (ЛП) непосредственно присутствовали в
новостях 3 раза и были упомянуты в 4 материалах, большинство в отрицательном
контексте, например, новости об обвинениях кандидата НПРМ Кырлиг против
Киртоакэ, 6 и 12 мая, новость о протестах родителей у мэрии (11 мая) и т.д. Когда
новости сообщали о других конкурентах на выборах, как правило, это была краткая
информация о регистрации на участие в предвыборной кампании.

Н а Accent TV было 3 материала, в которых была явной позиция авторов.
Тенденциозность ощущается в выборе тем для выпусков новостей и в отношении
репортера, поскольку журналисты иногда делали комментарии и не отделяли мнения
от фактов. Примером может послужить материал о протесте группы родителей
учащихся одного из столичных лицеев, в котором ощущается пристрастность автора.
Репортер утверждает, что Дорина Киртоакэ не беспокоит, что родители заплатили
за ремонт и воспользовался поводом для предвыборной агитации, пообещав, что
дети останутся еще четыре года (11 мая). Другой материал, в котором видна
позиция автора, сообщал о кампании ДПМ «Месяц семьи» (11 мая). Более того, то,
к а к Accent TV представил эти новости, закрепляет идеи, способные возродить
враждебность и оскорбительное и дискриминирующее отношение к миноритарной
группе, а именно ЛГБТ-сообществу. Уже во вступлении ставятся определенные
акценты, способствующие неопределенности в точке зрения и подходе. После того,
как три года назад депутаты правящей коалиции, в том числе Демократическая
партия Молдовы, проголосовали за утверждение Закона об обеспечении равенства,
легализацию сексуальных меньшинств, партия Мариана Лупу беспокоится об
институте семьи, говорится во вступлении, но цитата не приписывается никому.
Структура данного материала и информация в нем приводят к выводу-инсинуации,
что ДПМ против семей, поскольку она поддержала тот законопроект, который, по
утверждению репортера, привел к скандальным реакциям в обществе и среди
представителей церкви. Материал в той форме, в которой он был задуман, должен
был содержать и мнение ДПМ о представленной теме с точки зрения закона об
обеспечении равенства. Другой пристрастный материал касался предвыборных
заявлений кандидата ПКРМ Василия Киртока, сделанные им во время телевизионной
передачи, в котором репортер не отделяет факты от мнений и выступает в роли
комментатора: однако он не уточнил, где возьмет деньги на реализацию проектов. 

12



Корректность и баланс источников. Плюрализм мнений

В данный период мониторинга Accent TV не обеспечил разнообразие и многообразие
источников. Соответствующие материалы в основном цитировали политиков (всего
34, включая 31 мужчины). Чиновники цитировались 5 раз (все мужчины), а граждане
– 4 раза (3 мужчины и 1 женщина).

Согласно ст. 7 (c) Кодекса телевидения и радио, в случае материалов о конфликтах
необходимо соблюдать принцип информирования из нескольких источников. Однако
из 9 спорных материалов Accent TV, в которых требовалось второе мнение, только 3
представили его. Остальные материалы представили только одну сторону. В качестве
примеров можно привести материалы об обвинениях в коррупции против Дорина
Киртоакэ (12 мая), об обвинениях Игоря Додона против членов правящей коалиции
(12 мая), о протестах у мэрии, организованных ПСРМ (14 мая). Материал о заявлении
Ренато Усатого, обвиняющего Влада Филата в попытке спровоцировать его, чтобы
затем арестовать (8 мая) несбалансирован, так как репортер говорит, что до
настоящего времени Владимир Филат никоим образом не прокомментировал
заявления Ренато Усатого.

Формулировки и видео изображения

В прямых и косвенных предвыборных материалах телеканала Accent TV не было
замечено проблем, связанных с использованием изображений или звука для
искажения действительности и т.д.

ОНЛАЙН СМИ
 
www.omg.md  

Участие в предвыборной кампании

В данный период мониторинга, портал Omg.md активно участвовал в освещении
предвыборной кампании, опубликовав за эти две недели 67 прямых или косвенных
предвыборных материалов. Наиболее продуктивными в этом смысле были 8 и 13 мая,
когда было опубликовано по 11 материалов о выборах и конкурентах. Большинство
статей (52) были короткими или подробными новостями, в 7 случаях материалы
сообщали о конфликтных ситуациях или об обвинениях в адрес кандидатов, и один
текст был предназначен для просвещения избирателей (сообщение о невозможности
голосовать в местных выборах для молдавских граждан, находящихся за пределами
страны). Опубликованные на сайте материалы в основном касались следующих тем:
критика работы действующего мэра муниципия Кишинэу; предвыборные намерения
и регистрация кандидатов в мэры, в основном в Кишинэу и Бэлць, а также в
некоторых населенных пунктах Гагаузии, со стороны политических формирований
«Наша партия» и «Наш дом – Молдова» («Красный блок»); освещение действий

13

http://www.omg.md/


бизнесмена и политика Ренато Усатого; мероприятия, организованные некоторыми
партиями по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны, и др.

Беспристрастность и объективность

Выбор освещаемых новостей, подход к темам, частота представления некоторых
конкурентов исключительно в положительном свете, а других – исключительно в
отрицательном указывают на то, что редакционная политика портала Omg.md не
направлена на комплексное информирование о предвыборной кампании, а на
продвижение некоторых конкурентов и дискредитацию других. Каждый третий
материал на портале Omg.md в период данного доклада был полностью
пристрастным, а в большинстве остальных было представлено только одно
мнение/позиция по освещаемой теме. Таким образом, новости портала не
представляют собой беспристрастную и объективную информацию. 

В первый период мониторинга, новостные материалы Omg.md сообщали о небольшом
числе политических партий и потенциальных конкурентов на выборах. Наиболее
предпочитаемыми и интенсивно продвигаемыми на сайте были «Наша партия» и ее
лидер Ренато Усатый. Таким образом, этот конкурент непосредственно цитировался
или упоминался 62 раза за две недели, в том числе 55 раз в положительном контексте.
Только 6 мая теме возвращения Ренато Усатого в Молдову было посвящено 7
материалов, включая прямую трансляцию из аэропорта, видео и новости с его
полными заявлениями, информация о намерениях претендовать на место мэра
муниципия Бэлць, о встречавших его в аэропорту людях, и т.д.

В то же время, Либеральная партия и ее кандидат в мэры столицы Дорин Киртоакэ
представлялись практически исключительно в отрицательном контексте (17 раз из 19
прямых или косвенных упоминаний). Только в отрицательном контексте
представлялась Партия коммунистов (5 раз), в большинстве случаев в отрицательном
свете представлялись представители Демократической партии (8 из 9 упоминаний) и
Либерал-демократической партии (5 из 6 случаев).

Вот несколько примеров пристрастного представления тем:
1 мая: Материал «Партия Ренато Усатого вышла на благоустройство Кишинева»
продвигает «Нашу партию» и представляет в невыгодном свете действующего мэра,
упомянув, что участники акции, прошедшей 1 мая, очистили от мусора парковую
зону, продемонстрировав, что действующая столичная администрация во главе с
Дорином Киртоакэ абсолютно не заботится о чистоте Кишинева.
4 мая: Материал о выдвижении Моники Бабук на должность мэра столицы вышел под
заголовком «Кандидатом Плахотнюка в примары Кишинева стала Моника Бабук», а в
тексте размещается следующее упоминание о Демократической партии: Демпартия,
контролируемая бизнесменом с сомнительной репутацией Владимиром
Плахотнюком.
12 мая: Материал под заголовком «Анонс: Самый большой грабеж в истории
примэрии Кишинева» представляет информацию о пресс-конференции кандидатов
«Нашей партии» на местных выборах. Использование в заголовке названия
конференции, по крайней мере без кавычек, носит манипулирующий характер и

14



указывает на желание портала сообщить о том, что «грабеж» либо уже имел место,
либо вот-вот произойдет, хотя это лишь предположение политических сил,
поддерживаемых Omg.md.

Корректность и баланс источников. Плюрализм мнений

Большинство новостных материалов, опубликованных Omg.md, включая 7 материалов
об обвинениях и конфликтах, были подготовлены из одного источника, что делает их
несбалансированными и не отвечающими требованию плюрализма мнений. Зачастую
в новостях присутствовали субъективные оценки авторов, что противоречит нормам
профессиональной этики и добросовестным журналистским практикам.

67 материалов, включенных в данный мониторинг, основывались на
декларациях/утверждениях 88 источников, включая 68 политиков, в основном из
«Нашей партии» и партии «Наш дом – Молдова», а наиболее часто цитировались
Ренато Усатый и Григорий Петренко. В предвыборных новостях также цитировались
или упоминались 12 чиновников, 5 экспертов и 3 рядовых гражданина. Принцип
гендерного баланса был проигнорирован: из 88 источников, только 6 были женщины,
т.е. 6,8% от общего числа.

Новостные материалы часто основывались на фактах или предположениях, ставящих
некоторых конкурентов в невыгодное положение, однако портал не предпринял
попытки для проверки фактов и обеспечения плюрализма мнений, необходимого в
случаях материалов о конфликтных ситуациях. Таким образом, 14 мая в материале
«Гимпу и Киртоакэ продвигают в Мунсовет участника «царской охоты»» говорится,
что в список муниципальных советников Либеральной партии включен Юрий Настас,
участник охоты в заповеднике «Пэдуря Домняскэ», в ходе которой был смертельно
ранен бизнесмен Сорин Пачу. В тексте упоминаются различные факты, а также
утверждается, что Юрия Настас и руководство столичной мэрии объединяют общие
деловые интересы. Мнение г-на Настас отсутствует, как и мнения Дорина Киртоакэ
или Михая Гимпу, которые непосредственно упоминаются в материале.

8 мая портал опубликовал материал, основанный на декларациях, которые Ренато
Усатый сделал в прямом эфире одной телепрограммы, а также на его утверждениях о
том, что он знает, что будет арестован, только сейчас Филат взял паузу и дает ему
поездить по стране. Мнение Влада Филата, Либерал-демократической партии или
Министерства внутренних дел Omg.md не включил, что делает материал
несбалансированным.

Формулировки и изображения

Формулировки, примененные авторами статей на Omg.md, полны отрицательных
выражений, с явным намерением поставить некоторых действующих лиц в
невыгодное положение, высмеивая их в глазах читателей для дискредитации их
способности рационально мыслить и действовать. Зачастую применяются ярлыки и
общие обвинения, внушается мысль о соучастии и общей конспирации руководящих
кругов против граждан, иногда применяются атаки на личность. Новостные

15



материалы содержат субъективные оценки авторов, делаются попытки преувеличения
некоторых фактов, на которые делается упор для представления некоторых
конкурентов на выборах в отрицательном свете.

Вот несколько примеров использования формулировок, представляющих
политических оппонентов в невыгодном положении (выделение шрифтом выполнено
авторами доклада):
1 2 м а я Omg.md опубликовал статью об изменении некоторых маршрутов
общественного транспорта, заголовок и вступление которого тенденциозны и
содержат субъективное мнение (заголовок: «Киртоакэ продолжает творить хаос в
движении столичных маршруток»; вступление: «Жители Кишинёва вновь
вынуждены подстраиваться под прихоть примара Дорина Киртоакэ, который в
очередной раз изменил маршруты общественного транспорта»).
14 мая портал опубликовал статью с сайта Pan.md, которая, можно сказать,
представляет мнение Дмитрия Чубашенко о генеральном мэре Кишинева Дорине
Киртоакэ. В статье неоднократно используются отрицательные выражения, атаки на
личность и ассоциации, ставящие в невыгодное положение Дорина Киртоакэ,
которого сравнивают с щенком, лающим на «слона», т.е. российского президента
Путина, которым Чубашенко восхищается («Киртоакэ выступает в роли Моськи,
лающей на слона. Но Киртоакэ для Путина даже не Моська, а мелкая мошка. Зря она
пыжится, пукнет и лопнет»).

 
www.pan.md 

Участие в предвыборной кампании

В период 1-14 мая 2015 года сайт Pan.md опубликовал всего 43 прямых или
косвенных предвыборных материала, включая 42 новостных материала и один
материал о конфликтной ситуации. Большинство материалов на данную тему были
опубликованы на сайте 4 мая (7 статей), 7 и 14 мая (по 5 материалов). Основными
темами для администраторов сайта были: действия и заявления Партии социалистов и
лидера «Нашей партии» Ренато Усатого, вступление в кампанию и заявления
Григория Петренко, мероприятия, организованные некоторыми партиями по случаю
70-летия окончания Второй мировой войны, информация о кандидатах в мэры
столицы, и т.д.

Беспристрастность и объективность

В текстах, опубликованных сайтом Pan.md, конкуренты представляются
избирательно. Особенным образом продвигаются, почти исключительно в
положительном контексте, два политических формирования: «Наша партия» (26
появлений, включая 17 в положительном контексте и 9 в нейтральном) и Партия
социалистов (23 появления, из которых 14 в благоприятствующем контексте). В то же
время, основные оппоненты этих партий, как правило, представляются в дурном
свете. Таким образом, Либеральная партия и кандидат Дорин Киртоакэ были
представлены на Pan.md 16 раз за этот период, включая 9 раз в отрицательном

16

http://www.pan.md/


контексте. Критические материалы часто публиковались о Демократической партии и
ее представителях (6 упоминаний в отрицательном контексте из 13). К Партии
коммунистов у сайта другое отношение: чаще всего (8 из 18 раз) она представлялась
нейтрально, иногда отрицательно, но и положительно (по 5 раз).

В целом, редакционная политика сайта не беспристрастна, а некоторые новостные
материалы, опубликованные в данный период, были предвзятыми, что проявилось в
заголовках и подходе. 4 мая сайт опубликовал материал под заголовком «Встречаем
Ренато Усатого в аэропорту», о группе сторонников Усатого, созданной в Facebook.
Хотя заголовок взят в кавычки, он все же кажется призывом автора, так как
информация сопровождается фотографией самолета с лозунгом Усатого – «Сила в
правде!», а в тексте упоминается заявление Усатого о том, что он ожидает, что власти
арестуют его прямо в аэропорту на основании сфабрикованных дел, а его сторонники
утверждают, что готовы его поддержать. Позиция следственных органов отсутствует.
14 мая сайт опубликовал статью Дмитрия Чубашенко ««Бэтмэн из Колоницы» и
«пупсики Путина»», в которой автор ссылается на то, что мэр назвал социалистов и
членов «Нашей партии», помешавших проведению заседания Муниципального
совета, «пупсиками Путина». Став на сторону социалистов и «Нашей партии», автор
критикует Дорина Киртоакэ, высмеивая его и используя оскорбительные выражения.

Корректность и баланс источников. Плюрализм мнений

При подготовке соответствующих 43 материалов были использованы
заявления/утверждения 45 источников, включая 37 политиков, в основном от Партии
социалистов и «Нашей партии», 6 чиновников и 2 экспертов. Большинство новостных
материалов были подготовлены из одного источника или нескольких источников «с
одной стороны баррикад», что делает их несбалансированными. Принцип гендерного
равенства не был соблюден: из 45 источников, только 5 были женщинами, что
представляет собой 11,1%.

Некоторые материалы основывались исключительно на заявлениях, ставящих
некоторых конкурентов в невыгодное положение, однако их мнение/реакция не
представлялась, что уменьшает объективность информации и указывает на отсутствие
плюрализма мнений. Таким образом, 13 мая сайт опубликовал материал «Усатый:
Киртоакэ продает исторический центр Кишинева за гроши», о заявлениях Ренато
Усатого и Александра Петкова о намерении Муниципального совета утвердить 800
решений о продаже недвижимости и земельных участков. Цитированные источники
обвиняли Дорина Киртоакэ в грабеже; обвинения коснулись также бывшего мэра
Серафима Урекяна и некоторых советников-коммунистов, которые, как утверждается,
способствовали этим беззакониям. Мнения лиц, которых материал касается
непосредственно, не были представлены, хотя текст сопровождался фотографией Д.
Киртоакэ.

Формулировки и изображения

В большинстве случаев, формулировки, использованные авторами статей на Pan.md,
соответствуют нормам профессиональной этики, однако были случаи использования

17



отрицательных и оскорбительных выражений в адрес некоторых действующих лиц, а
в некоторых случаях журналисты прибегали к дискриминирующим терминам.

Таким образом, 7 мая сайт опубликовал материал под заголовком «Лицам с
психическими расстройствами разрешат заниматься политикой», перепечатанный от
агентства Infotag, о намерении изменения законодательство с тем, чтобы позволить
людям с психическими расстройствами участвовать в выборах и претендовать на
государственные должности. Заголовок дискриминирует этих людей, и
сопровождается карикатурой, высмеивающей их, а во введении ошибочно
указывается, что в выборах смогут участвовать люди с физическими и психическими
ограниченными возможностями (в действительности, лица с ограниченными
физическими возможностями и ранее не были ограничены в избирательных правах, а
инициатива касается только лиц с психическими ограниченными возможностями).

Статья Дмитрия Чубашенко ««Бэтмэн из Колоницы» и «пупсики Путина»»,
опубликованная 14 мая, содержит оскорбления и атаки на личность. Дорин Киртоакэ
сравнивается с собакой, лающей на «слона», т.е. российского президента Путина
(«Киртоакэ выступает в роли Моськи, лающей на слона. Но Киртоакэ для Путина
даже не Моська, а мелкая мошка. Зря она пыжится, пукнет и лопнет»), и
упрекается в том, что в 36 лет у него нет жены и детей, что он похож на  прыщавого
очкарика из кино (Гарри Поттера), и т.д.

www.publika.md 

Участие в предвыборной кампании

Сайт Publika.md опубликовал за период мониторинга 45 прямых или косвенных
предвыборных материалов, включая 39 новостных материалов и 6 материалов на
спорные темы. 14 мая было опубликовано наибольшее число тематических
материалов (9), тогда как в другие дни публиковалось по 1-4 материала, касающихся
местных выборов. Наиболее частые темы на Publika.md касались деятельности
Центральной избирательной комиссии (утверждение регламента финансирования
кампании, регистрация кандидатов на должность генерального мэра Кишинэу,
представление кандидатами финансовых докладов), деятельности Демократической
партии и ее представителей, критики действующей муниципальной администрации, и
т.д.

Беспристрастность и объективность

В большинстве материалов на Publika.md был соблюден принцип беспристрастности
журналистов. В то же время, частота публикации материалов, сообщавших о
Демократической партии (ДПМ), о действиях и планах кандидатов этой партии,
указывает на то, что редакционная политика Publika.md направлена на интенсивное
продвижение этого конкурента на выборах, что противоречит принципу объективного
освещения действительности. Таким образом, кандидаты демократов в мэры
интенсивно освещались, часто без упоминания их политической принадлежности. В

18

http://www.publika.md/


то же время, преследуется цель уменьшения шансов других кандидатов, предоставляя
только обобщающую информацию о них или подчеркивая критические аспекты,
касающиеся их. В течение двух недель, ДПМ и ее представители упоминались на
Publika.md 22 раза, включая 13 раз в благоприятном контексте и 9 раз в нейтральном.
Далее следует Либеральная партия и Дорин Киртоакэ, которые упоминаются 17 раз
(10 раз в нейтральном и 6 раз в отрицательном контексте). Еще реже действующим
лицами в новостях Publika.md были представители Партии коммунистов (10
упоминаний, включая 8 нейтральных) и Партии социалистов (5 раз в нейтральном
контексте и 4 раза в отрицательном).

Материал, опубликованный Publika.md 5 мая 2015 года, «Моника Бабук: Мы будем
основываться на небольших проектах, которые можно внедрить на нашем веку»
(версия сайта на румынском: „Cum intenţionează să ajungă Monica Babuc în fruntea
Primăriei. Ce spune candidatul PDM”), в котором сообщалось об участии Моники Бабук
в программе «Fabrika» 4 мая, является ярким примером редакционного предпочтения.
«Важные и реализуемые проекты для Кишинёва, а не пустые обещания – такой
стратегии намерена следовать в избирательной кампании кандидат демпартии на
должность мэра столицы Моника Бабук», говорится во вступительном абзаце, за
которым следует несколько заявлений кандидата. Следует отметить, что ни один
другой кандидат в генеральные мэры не присутствовал на программе «Fabrika»,
которая является основной дискуссионной передачей телеканала Publika TV.

Другие кандидаты ДПМ также продвигаются сайтом Publika.md. Таким образом, 9
мая 2015 года на сайте был опубликован материал «В память о павших на поле боя.
Как отмечали праздник жители Стэучень» (опубликовано только на румынском, под
заголовком „În memoria celor căzuţi pe câmpul de luptă. Cum au marcat sărbătoarea
locuitorii din Stăuceni”), в котором сообщается о праздновании 70-летия окончания
Второй мировой войны в коммуне Стэучень, где мэрия при поддержке Министерства
обороны организовала солдатский обед и концерт. В статье говорится, что «угощение
жителям коммуны Стэучень понравилось», а также было предоставлено слово мэру
Валерию Сытник, ссылаясь на его организаторские заслуги. Примечание: В. Сытник
был избран мэром по списку Партии коммунистов, затем он присоединился к ДПМ, а
8 мая 2015 года он был зарегистрирован кандидатом в мэры коммуны Стэучень от
ДПМ.

10 мая 2015 года Publika.md опубликовал два материала, агитирующих за
Демократическую партию. В одном из них сообщалось о фестивале семьи,
организованном в Яловень по инициативе ДПМ, на время которого на сцене был
установлен плакат фестиваля с логотипом ДПМ. В тексте материала говорится, что в
празднике приняли участие и обратились с поздравлениями к присутствующим
председатель района Яловень Лилиан Попеску и депутат ДПМ Сергей Сырбу.
Примечание: Лилиан Попеску был избран районным советником по списку
Либеральной партии, но в 2013 году он присоединился к ДПМ. В тот же день, на сайте
был опубликован предвыборный материал «Демократы из района Яловень вступили в
кампанию за должности местных народных избранников» („Democraţii din raionul
Ialoveni s-au lansat în campania pentru funcţiile de aleşi locali”), в котором представлены
кандидаты в мэры некоторых населенных пунктов района Яловень, говорившие о

19



своих достижениях, задачах и планах. В статье подчеркивается, что «Важное место в
списке кандидатов ДПМ занимают молодые люди, которые намереваются быть особо
активными». Это предвыборный пропагандистский материал. Кандидаты других
политических формирований таких презентаций на Publika.md не удостоились.

Корректность и баланс источников. Плюрализм мнений

В 45 материалах с предвыборным оттенком, сайт Publika.md цитировал 79
источников, включая 24 политиков, такое же число рядовых граждан и 19 чиновников.
Принцип гендерного равенства в целом был соблюден: из 79 источников, 27 были
женщинами, что составляет 34,2%, хотя по отдельным категориям это соотношение
необходимо сбалансировать.

Новости о конфликтных ситуациях в целом были сбалансированными, хотя было
несколько случаев, когда баланс источников не был обеспечен, нарушив принцип
корректности. Например, в материале «В столице пропадают дорожные знаки:
страдают и водители, и пешеходы» (версия сайта на румынском „Dispariţie misterioasă
de pe străzile Capitalei! Cum speră şoferii că vor evita amenzile”), опубликованном 1 мая,
сообщается об исчезновении за последние 2 месяца 60-ти дорожных знаков,
запрещающих парковку, и подчеркивается, что «В МВД считают, что муниципальные
власти не выполняют своих обязанностей», а один из опрошенных водителей
обвиняет мэра Дорина Киртоакэ в ситуации, сложившейся на улицах столицы.
Реплика муниципальных властей отсутствует. 11 мая, в сообщении  о протесте перед
мэрией, организованном родителями учащихся столичного лицея имени Сервантеса,
портал написал, что «Дорин Киртоакэ затеял ссору с одним из протестующих»,
пытаясь таким образом представить его в неприятном виде, хотя реакция мэра была
спровоцирована атакой на личность со стороны лидера социал-демократов Сергея
Коропчану, участвовавшего в протесте, который вменил ему в вину то, что у него нет
детей.

Формулировки и изображения

Формулировки, использованные в предвыборных новостях на Publika.md в период
мониторинга, были корректными, без языковых преувеличений, ярлыков или
оскорбительных выражений в адрес действующих лиц и/или конкурентов на выборах.

www.timpul.md 

Участие в предвыборной кампании

В период мониторинга, сайт Timpul.md опубликовал 38 прямых и косвенных
предвыборных материалов, большинство 4 мая, 13 мая (по 7 материалов) и 14 мая (8
материалов). Более трети материалов (14 из 38) касались конфликтных ситуаций или
сообщали об обвинениях в адрес кандидатов. С точки зрения тематики, материалы
касались регистрации кандидатов в мэры столицы; намерений Ренато Усатого
вернуться в Молдову и претендовать на должность мэра Бэлць; кандидатуры в мэры

20

http://www.timpul.md/


столицы Василия Киртока, президента компании «DAAC-Hermes», который десять
лет назад подал в суд на газету «Timpul» в результате опубликования журналистского
расследования, стремясь к банкротству публикации, а на автора расследования напали
на улице; других политических и предвыборных тем.

Беспристрастность и объективность

Две трети текстов, опубликованных на сайте Timpul.md (26 из 38) соответствовали
критериям объективного и беспристрастного представления темы; остальные 12
материалов были пристрастными и передавали скорее субъективные оценки, чем
факты. Два политических формирования – Партия коммунистов и Партия
социалистов – часто критиковались на Timpul.md, тогда как Либеральной партии и ее
кандидату Дорину Киртоакэ оказывалось предпочтение. Таким образом, ПКРМ
упоминалась 13 раз, из которых 7 раз в отрицательном контексте и 6 раз в
нейтральном, а ПСРМ – 5 раз в отрицательном контексте и 5 раз в нейтральном.  В
статье, опубликованной 13 мая под заголовком «Террористы из Донецка и Луганска на
одной волне с Ворониным и Додоном» („Teroriștii din Doneţk și Lugansk, în acelaşi
gând cu Voronin şi Dodon”), Timpul.md ассоциирует коммунистов и социалистов из
Молдовы с террористами из восточной Украины, которые предлагают предусмотреть
в конституции соседней страны неприсоединение к военным блокам, как того
требуют ПКРМ и ПСРМ для Молдовы. Следует отметить, что в контексте данного
материала, о партиях, упоминаемых в заголовке, не говорится ничего.

Избирательный конкурент «Европейская народная платформа Молдовы – Юрие
Лянкэ» редко представлялся на Timpul.md, но каждый раз в благоприятном контексте,
а Демократическую партию и Либерал-демократическую партию сайт представлял в
разных контекстах, чаще всего отрицательном (ДПМ – 5 раз, ЛДПМ – 4 раза), но и в
нейтральном (ЛДПМ – 4 раза, ДПМ – 2 раза) и положительном (по 2 раза каждая).

Корректность и баланс источников. Плюрализм мнений

Всего для подготовки вышеупомянутых 38 предвыборных материалов было
использовано 68 источников – это лучший показатель по источникам среди сайтов,
охваченных мониторингом. Timpul.md цитировал 28 источников из сферы политики,
19 рядовых граждан, 13 чиновников и 8 экспертов. В то же время, принцип
гендерного баланса не был соблюден: только 13 источников – женщины, что
составляет 19,1% от общего числа, и большинство цитированных женщин (11) входят
в категорию рядовых граждан.

Половина текстов, сообщавших о конфликтных ситуациях (7 из 14) были более или
менее сбалансированными, а остальные представляли только одну сторону, что делает
их несбалансированными. 

Формулировки и изображения

Формулировки, использованные в предвыборных новостях, опубликованных на
Timpul.md за период мониторинга, были относительно корректными.

21



www.unimedia.info 

Участие в предвыборной кампании

В период мониторинга, сайт Unimedia.info освещал тему общих местных выборов в
48 статьях, включая 38 простых или детальных новостных материалов, 9 материалов
на конфликтные темы и один материал, посвященный просвещению избирателей
(запуск проекта «Избирательный тест»). Наиболее продуктивным днем был 14 мая,
когда Unimedia.info опубликовал 12 статей, имеющих отношение к выборам. Спектр
освещаемых тем был наиболее разнообразным из всех сайтов, охваченных
мониторингом: регистрация кандидатов на должность мэра столицы и
муниципальных советников, как от партий, так и независимых; заявления
политических формирований в этот период; деятельность партий и акции протеста; и
т.д.

Беспристрастность и объективность

В целом, первые две недели предвыборной кампании освещались на сайте
Unimedia.info с соблюдением основных норм опубликования материалов на
предвыборные темы: беспристрастность и объективность. Чаще всего, кандидаты и
партии освещались в нейтральном контексте (Либеральная партия – 10 нейтральных
упоминаний и по два отрицательных и положительных, Партия социалистов – 8
нейтральных и 4 отрицательных, Партия коммунистов – 6 нейтральных, 3
отрицательных и 2 положительных, Либерал-демократическая партия – 6
нейтральных и по одному отрицательному и положительному, Демократическая
партия – 3 нейтральных, 2 положительных и одно отрицательное, «Европейская
народная платформа Молдовы – Юрие Лянкэ» – 3 нейтральных и одно
положительное).

Среди сайтов, охваченных мониторингом, у сайта Unimedia.info был лучший
показатель с точки зрения позиции журналиста: из 48 текстов, 42 (87,5%) были
представлены беспристрастно, а остальные 6 включали некоторые мнения и
субъективные оценки авторов, что делает их пристрастными.

Корректность и баланс источников. Плюрализм мнений

Источниками информации для материалов на предвыборные темы, опубликованные
Unimedia.info, были 52 человека, большинство из них (35) – политики. Также
цитировались 15 чиновников, один эксперт и один рядовой гражданин. Принцип
гендерного равенства не был соблюден: из 52 источников, женщин было только 8, т.е.
15,4%.

Менее половины текстов, освещавших конфликтные ситуации (4 из 9), были
относительно сбалансированными, представляя обе стороны конфликта, а остальные
5 материалов представляли только одну сторону, что делает их несбалансированными.

22

http://www.unimedia.info/


Примеры: 1 мая сайт опубликовал материал под заголовком «Владимир Воронин:
Ренато Усатый – «мыльный пузырь»» („Vladimir Voronin: Renato Usatîi este o „bulă de
săpun”), ссылающийся на заявление председателя ПКРМ Владимира Воронина,
сделанное в рамках телепрограммы, о том, что Ренато Усатый как мыльный пузырь:
«Не знаю, как это сказать по-молдавски, но по-русски это «мыльный пузырь». Он
раздувается, распространяет всякую ерунду и дает концерты…», сказал лидер
коммунистов. Портал не поинтересовался мнением второй стороны. 8 мая, в
материале «Елизавета Москальчук не отказывается от мечты стать мэром. Она стала
кандидатом от другой партии» („Elizaveta Moscaliciuc nu renunță la visul de a deveni
primar. Aceasta candidează din numele altui partid”), портал рассказал о намерении
Елизаветы Москальчук участвовать в качестве кандидата в мэры столицы от партии
«Возрождение», после того как ранее она заявляла о намерении быть кандидатом от
Коммунистической партии реформаторов, которая была снята с предвыборной гонки.
Видеоматериал, сопровождавший статью, изначально размещенный на Jurnal TV, дает
понять, что Москальчук – подозрительная личность, давшая ложные свидетельства в
пропагандистских материалах телеканала NIT после протестов в апреле 2009 года.
Материал не представил мнение Елизаветы Москальчук, что делает его
несбалансированным.

Формулировки и изображения

В период мониторинга в предвыборных новостных материалах Unimedia.info
использовались корректные формулировки, не были замечены преувеличения при
помощи формулировок или изображений. 

23



4. Общие выводы

На основании результатов мониторинга можно прийти к выводу о том, что в
период 1-14 мая 2015 года большинство СМИ не обеспечили необходимый
уровень плюрализма мнений, продвигая политическую повестку дня и
кандидатов определенных политических формирований.

- Поведение телеканалов Moldova 1 и T V 7 было относительно
сбалансированным, и они обеспечили плюрализм мнений и разнообразие
источников. Исходя из частоты и контекста появлений кандидатов в
новостях, можно утверждать, что телеканал Moldova 1 слегка оказывал
предпочтение Либеральной партии и Демократической партии Молдовы.

- Телеканалы с национальным покрытием Prime и Canal 2 оказывали
предпочтение Демократической партии Молдовы, упоминая ее
представителей в большом количестве материалов и в положительном
контексте. Кроме того, предпочтение выразилось в выборе и представлении
новостей.

- Телеканал Accent TV оказывал предпочтение Партии социалистов и «Нашей
партии», представляя положительные новости с предвыборных
мероприятий и материалы, благоприятно отражающиеся на имидже
лидеров, Игоря Додона и Ренато Усатого. В то же время, Accent TV ставил в
невыгодное положение Либеральную партию, представляя ее
представителей чаще всего в отрицательном контексте.

- Редакционная политика портала Omg.md направлена на продвижение
кандидатов «Нашей партии» и Партии социалистов и на дискредитацию
Либеральной партии и кандидата Дорина Киртоакэ, а также правящих
партий.

- С а й т Pan.md открыто оказывает предпочтение Партии социалистов и
«Нашей партии» и ставит в невыгодное положение кандидата Либеральной
партии на пост генерального мэра Кишинэу.

- Publika.md как открыто, так и завуалировано продвигает кандидатов
Демократической партии на пост мэра и советников, предоставляя очень
поверхностную информацию об остальных конкурентах и акцентируя
внимание на касающихся их критических аспектах.

- Timpul.md часто критикует Партию коммунистов и Партию социалистов и
оказывает предпочтение Либеральной партии и ее кандидату на пост мэра
столицы.

- Unimedia.info освещает кандидатов в основном в нейтральном контексте,
без явных редакционных предпочтений.

 В большинстве материалов, касающихся спорных вопросов или освещающих
обвинения, не был обеспечен баланс представления сторон конфликта.

 Все СМИ, охваченные мониторингом, практически не занимаются просвещением
избирателей.

 Все СМИ, охваченные мониторингом, имеют проблемы по части обеспечения
гендерного равенства, т.к. абсолютным большинством источников информации
были мужчины.

24



ПРИЛОЖЕНИЕ

Анализ ситуации № 1. Телеканалы, охваченные мониторингом, не полностью
соблюдают принципы справедливости и баланса при освещении выборов.

Данный анализ основан на существующей нормативной базе, регулирующей
освещение в СМИ предвыборной кампании к всеобщим местным выборам 14 июня
2015 года и на количественном/качественном анализе содержимого основных
выпусков новостей пяти телеканалов – TV 7, Prime, Canal 2, Moldova 1 и Accent TV – в
период 1-14 мая текущего года.

Нормативная база

Кодекс о выборах, ст. 64 (1): Вещательные организации во всех своих программах и
печатные средства массовой информации, учрежденные органами публичной власти,
обязаны соблюдать принципы справедливости, ответственности, равновесия и
непредвзятости в освещении выборов. 
Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова
избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, п. 10:
Конкуренты на выборах участвуют в избирательной кампании на равных условиях и
располагают одинаковыми возможностями по использованию эфирного времени и
пространства в средствах массовой информации.
п. 19: События избирательной кампании отражаются телерадиоорганизациями в
информационных передачах в соответствии со ст. 47, ст. 64 и ст. 641 Кодекса о
выборах и ст. 7 Кодекса телевидения и радио.
п. 21: Предвыборные мероприятия освещаются в программе новостей и в печатной
прессе без комментариев во избежание искажения сообщения конкурентов на
выборах и Центральной избирательной комиссии.

И з Деклараций о редакционной политике в период избирательной кампании,
утвержденных КСТР:

TV 7: В информационных и новостных программах, события избирательной
кампании будут освещаться в соответствии со ст. 47, ст. 64 и ст. 64 1 Кодекса о выборах
и ст. 7 Кодекса телевидения и радио.
Prime: 4. Телеканал Prime будет освещать проведение избирательной кампании по
всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, обеспечивая справедливость,
сбалансированность и беспристрастность, будет неукоснительно соблюдать
Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова
избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года,
утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии № 3266 от 17
апреля 2015 года, и Концепцию освещения телерадиоорганизациями Республики
Молдова предвыборной кампании по общим местным выборам от 14 июня 2015 года,
утвержденную Постановлением КСТР.

25



Canal 2: 4. Телеканал Canal 2 будет освещать проведение избирательной кампании по
всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, обеспечивая справедливость,
сбалансированность и беспристрастность, будет неукоснительно соблюдать
Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова
избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года,
утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии № 3266 от 17
апреля 2015 года, и Концепцию освещения телерадиоорганизациями Республики
Молдова предвыборной кампании по общим местным выборам от 14 июня 2015 года,
утвержденную Постановлением КСТР.
Moldova 1: 1.1. Компания будет освещать всеобщие местные выборы 14 июня 2015
года в соответствии с условиями ст. 47 и ст. 64-641 Кодекса о выборах, ст. 7 Кодекса
телевидения и радио и Положения ЦИК, соблюдая: - принцип справедливости,
применяемый в пределах полномочий и возможностей Компании; - принцип
ответственности, применяемый в соответствии с положениями Кодекса телевидения и
радио и Устава Компании; - принцип сбалансированности – сбалансированное
представление конкурентов на выборах; - принцип беспристрастности – объективное
и непредубежденное отношение к конкурентам на выборах; - принцип свободы
выражения и политического плюрализма.
1.2. Предвыборные события конкурентов на выборах будут освещаться в новостных
программах телеканала Moldova 1 и радиостанции Radio Moldova в рамках рубрик
«Избирательная кампания 2015» („Electorala 2015”) и «Местные выборы 2015»
(„Alegeri locale 2015”). Подобные сообщения будут длиться не более 40 секунд на
канале Moldova 1 и до 120 секунд на Radio Moldova. Новости о конфликтных
ситуациях будут длиться до 120 секунд на Moldova 1 и до 180 секунд на Radio
Moldova.
Accent TV: 21. События предвыборной кампании будут освещаться в
информационных выпусках (выпусках новостей) только с соблюдением положений
законодательства и во избежание искажения сообщений конкурентов на выборах.

Выводы в результате анализа содержания:

TV 7, программа «Cotidian» в 22.30:
- Содержит новости и материалы предвыборного характера, но не включает их в

специальную рубрику.
- Общее время предвыборных новостей/материалов и прямые появления на

экране действующих лиц из числа конкурентов на выборах варьируются.
Пример: В выпуске 14 мая, материал о кандидатах в мэры столицы Д.
Киртоакэ и М. Бабук длился 1 мин. 44 сек. Прямая речь Д. Киртоакэ – 16 сек.,
М. Бабук – 11 сек.  Второй материал, об отказе Партии прогрессивного
общества вступить в выборы, длился 48 сек., включая прямое появление
лидера партии Марина Ливэдару – 22 сек. Третий материал, о намерении И.
Шора участвовать в выборах, длился 1 мин. 02 сек. Подобные примеры
отмечаются во всех выпусках, включавших новости/материалы предвыборного
характера.

Prime, программа «Primele ştiri» в 21.00:
- Включает новости и материалы предвыборного характера в специальную

рубрику «Местные выборы 2015» («Alegeri locale 2015»).

26



- Общее время предвыборных новостей/материалов и прямые появления на
экране действующих лиц из числа конкурентов на выборах варьируются.
Пример: В выпуске 6 мая, в материале «Киртоакэ задел Кырлиг» («Chirtoacă,
agățat de Cârlig»), продолжительностью 1 мин. 16 сек., на экране появляется
только М. Кырлиг, в течение 32 сек. О том, что Д. Киртоакэ отрицает
обвинения, говорит репортер. Второй предвыборный материал, «Ренато
Усатый вернулся и хочет быть мэром Бэлць» («Renato Usatâi s-a întors și vrea să
fie primar de Bălți»), длился 58 сек., включая 23 сек. прямое появление Р.
Усатого. Другие примеры: В выпуске 12 мая в рубрику «Местные выборы
2015» был включен материал о приоритетах кандидата В. Киртока.
Продолжительность – 2 мин. 55 сек. Кандидат говорил с экрана 40 сек. В
выпуске 14 мая в специальной рубрике кандидаты на должность генерального
мэра или муниципального советника непосредственно появлялись на экране:
Дорин Киртоакэ – 17 сек., Моника Бабук – 28 сек., Еуджен Брад – 23 сек.,
Марин Керсак – 12 сек., Джон Оноже – 13 сек., Серджиу Баркарь – 5 сек.
Появляется вопрос: Насколько сбалансированы и справедливы материалы,
длящиеся 58 сек., 1 мин. 16 сек., 2 мин. 55 сек., или в прямых появлениях от 5
до 40 секунд?

Canal 2, программа «Reporter» в 19.00:
- Включает новости и материалы предвыборного характера в специальную

рубрику «Местные выборы 2015» («Alegeri locale 2015»).
- Общее время предвыборных новостей/материалов и прямые появления на

экране действующих лиц из числа конкурентов на выборах варьируются.
Пример: В выпуске 12 мая в специальной рубрике вышло два материала.
Первый, о кандидате ПКРМ В. Киртока, длился 1 мин. 57 сек., и В. Киртока
непосредственно появлялся 52 сек. Второй материал касался кандидата М.
Кырлиг и длился 1 мин. 25 сек., а кандидат говорил с экрана 12 сек. В отличие
от первого материала, второй носил конфликтный характер, но длился меньше,
а действующее лицо, Д. Киртоакэ, не появлялся на экране, но
репортер/ведущий коротко сообщил о его реакции. Следует отметить, что в
отличие от Prime, 14 мая на Canal 2, сообщая о подаче документов Д. Киртоакэ
и М. Бабук в окружной избирательный участок, предоставил каждому
кандидату по 17 секунд прямой речи. Возможно, это было скорее
случайностью, чем намеренным действием, поскольку в следующем
предвыборном материале в специальной рубрике, о 4 кандидатах в советники,
время для прямых появлений варьировалось от 5 до 27 секунд.

Moldova 1, программа «Mesager» в 19.00:
- Включает новости и материалы предвыборного характера в специальную

рубрику «Избирательная кампания 2015» («Electorala 2015»).
- Общее время предвыборных новостей/материалов и прямые появления на

экране действующих лиц из числа конкурентов на выборах варьируются.
Пример: В выпуске 6 мая в специальной рубрике вышел материал, в котором
кандидат Михай Кырлиг обвиняет генерального мэра в мошенничестве с
земельными участками. Материал сообщал о конфликтной ситуации и длился
1 мин. 40 сек. В отличие от других телеканалов, в материале Moldova 1 прямые
появления были у обеих сторон – М. Кырлиг и Д. Киртоакэ, по 19 сек. каждый.

27



12 мая в специальную рубрику вошел материал о вступлении в кампанию В.
Киртока. Материал был неконфликтным и длился 1 мин. 18 сек., включая
прямое появление на 10 сек., хотя обязательства, принятые каналом в
Декларации о редакционной политике, предусматривают для подобных
материалов длительность до 40 сек., как, например, в случае следующего
материала в рубрике, 23 секунды, о кандидате О. Брега. Кроме того, материал о
вступлении В. Киртока в кампанию начинался словами ведущего: «… У
Киртока большие планы (?) на развитие муниципия. Он намеревается создать
новые рабочие места в результате развития малого и среднего бизнеса,
улучшить дорожную инфраструктуру, привлечь иностранных инвесторов и
предложить молодым людям выгодные кредиты при покупке жилья».

- Данное уточнение, помимо того, что является предвзятым, было лишним, так
как кандидата самого показали на экране и он мог сам рассказать о своих
планах, хотя он с трудом говорит по-румынски. Но говорить вместо кандидата
не входит в обязанность ведущего.

Accent TV, программа «Accent info» в 21.00:
- Включает новости и материалы предвыборного характера в специальную

рубрику «Избирательная кампания 2015» («Electorala 2015») начиная с 7 мая,
хотя подобные материалы выходили и ранее.

- Общее время предвыборных новостей/материалов и прямые появления на
экране действующих лиц из числа конкурентов на выборах варьируются.
Пример: В выпуске 11 мая, специальная рубрика включала три материала о
переименовании партии «Наш дом – Молдова» в «Красный блок», о
кандидатах ПСРМ в трех городах Гагаузии и о списке кандидатов
Избирательного блока «Европейская народная платформа Молдовы – Юрие
Лянкэ». Первый материал длился 2 мин., включая 1 мин. 12 сек. прямое
появление лидера формирования Гр. Петренко. Второй материал длился 3 мин.
13 сек., включая 1 мин. 20 сек. прямое появление лидера ПСРМ И. Додона.
Третий материал длился 1 мин. 13 сек., включая 20 сек. прямое появление
лидера блока Ю. Лянкэ. Следует отметить, что заставка «Electorala 2015»
появлялась в начале рубрики и между ее материалами, но не в конце ее. Также
следует отметить, что, например, 8 мая в специальную рубрику было включено
два материала, о Ренато Усатом и о Серджиу Баркарь, примерно равные по
времени (1 мин. 44 сек. и 1 мин. 36 сек., соответственно).

Выводы:
- Все телеканалы, охваченные мониторингом, освещают в основных выпусках

новостей предвыборную кампанию по всеобщим местным выборам 14 июня
2015 года.

- Четыре из пяти телеканалов (кроме TV 7) включают новости и материалы
предвыборного характера в специальную рубрику, в соответствие с
законодательством.

- В основных информационных выпусках охваченные мониторингом
телеканалы не полностью выполняют требования законодательства и
собственные обязательства, заявленные в декларациях о редакционных
политиках в период предвыборной кампании.

28



- Охваченные мониторингом телеканалы освещают предвыборную кампанию
таким образом, что может ставить конкурентов на выборах в благоприятное
или неблагоприятное положение и, соответственно, нарушать адекватное
информирование избирателей.

- Необходим определенный баланс в продолжительности появлений
конкурентов на экране, тем более что его требуют нормативные документы и
профессиональная культура.

Рекомендации: 
- TV 7 следует включать предвыборные материалы в специальную рубрику,

отвечая требованиям законодательства и лучше ориентируя телезрителей в
тематической структуре информационных выпусков.

- Accent TV следует завершать блок предвыборных материалов повтором
заставки «Electorala 2015».

- Охваченным мониторингом телеканалам следует соблюдать принципы
справедливости и баланса при подготовке новостей и материалов
предвыборного характера.

Анализ ситуации № 2. Prime и Canal 2: журналистика или пропаганда

Данный анализ основан на существующей нормативной базе, регулирующей
освещение в СМИ предвыборной кампании к всеобщим местным выборам 14 июня
2015 года и на количественном/качественном анализе содержимого основных
выпусков новостей двух телеканалов – Prime и Canal 2 – в период 1-14 мая текущего
года.

Нормативная база:
Кодекс о выборах, ст. 64 (4): Социальный статус и/или должности кандидатов не
могут служить основанием для привилегированного отношения к конкурентам на
выборах со стороны средств массовой информации.
(5) В избирательный период вещательные организации и печатные средства массовой
информации должны четко разграничивать в своих журналистских материалах
исполнение должностных обязанностей лицами, не подпадающими под действие
части (3) статьи 13, и их избирательную деятельность.

Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова
избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года: (п. 20)
Деятельность органов центрального и местного публичного управления, в том числе
деятельность примэрии/примара, сельского/коммунального/городского совета и
районного/муниципального совета освещается отдельно от предвыборных дебатов и
рекламы с соблюдением норм Кодекса о выборах, Кодекса телевидения и радио и
правил настоящего Положения. Ни один конкурент на выборах не имеет преимуществ
в силу занимаемой должности.

29



(п. 21) Предвыборные мероприятия освещаются в программе новостей и в печатной
прессе без комментариев во избежание искажения сообщения конкурентов на
выборах и Центральной избирательной комиссии.

И з Деклараций о редакционной политике в период избирательной кампании,
утвержденных КСТР:

Prime: 4. Телеканал Prime будет освещать проведение избирательной кампании по
всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, обеспечивая справедливость,
сбалансированность и беспристрастность, будет неукоснительно соблюдать
Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова
избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года,
утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии № 3266 от 17
апреля 2015 года, и Концепцию освещения телерадиоорганизациями Республики
Молдова предвыборной кампании по общим местным выборам от 14 июня 2015 года,
утвержденную Постановлением КСТР.
Canal 2: 4. Телеканал Canal 2 будет освещать проведение избирательной кампании по
всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года, обеспечивая справедливость,
сбалансированность и беспристрастность, будет неукоснительно соблюдать
Положение об освещении средствами массовой информации Республики Молдова
избирательной кампании по всеобщим местным выборам 14 июня 2015 года,
утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии № 3266 от 17
апреля 2015 года, и Концепцию освещения телерадиоорганизациями Республики
Молдова предвыборной кампании по общим местным выборам от 14 июня 2015 года,
утвержденную Постановлением КСТР.

Выводы в результате анализа содержания:

Prime, 1 мая, программа «Primele ştiri» в 21.00. 
Материал «Демократы лицом к лицу с жителями Оргеева» («Democrații, față în față cu
oamenii din Orhei») (22.32 – 23.55, время – 1 мин. 23 сек.) сообщал о встрече лидера
ДПМ М. Лупу с мэрами, советниками, сторонниками из района в неформальной
обстановке, в лесу возле Иванчи. М. Лупу появился два раза (22.49 – 23.04 и 23.08 –
23.24), общее время 27 сек. В течение всего материала лидер ДПМ либо говорит, либо
появляется на первом или общем плане, а в конце был показан с ребенком на руках.
Вопрос в том, зачем Prime был там, где был лидер ДПМ?!

Prime, 2 мая, программа «Primele ştiri» в 21.00. Материал «Ветераны и политики
вспоминают о войне (?)» («Veteranii și politicienii își aduc aminte de război (?)»). В
материале показаны:

- Один ветеран – 26 сек.,
- Другой ветеран – 10 сек.,
- М. Лупу, лидер ДПМ – 21 сек.,
- Вл. Витюк, вице-спикер Парламента – 16 сек.,
- И. Влах, башкан Гагаузии – 11 сек. 

30



Canal 2, 2 м а я , программа «Reporter» в 19.00. Тот же материал, той же
продолжительностью прямых появлений действующих лиц, но под заголовком «70
лет Победы» («70 de ani de Victorie»). Для СМИ в целом было бы, наверное, лучше
продвигать идею восстановления мира, который является всеобщей ценностью, а не
победы, которая наводит на мысль о реванше. Но  решение остается за прессой –
слепо следовать решениям политиков или смотреть дальше, чем они.

Prime, 7 мая, программа «Primele ştiri» в 21.00. В материале «Новые квартиры для
пострадавших из Кантемира» («Apartamente noi pentru sinistrații din Cantemir»),
продолжительностью 50 сек., в кадре постоянно присутствовал министр
строительства и регионального развития Василий Бытка, член ДПМ, в том числе 20
секунд прямой реплики.
Canal 2, 7 мая, программа «Reporter» в 19.00, идентичный материал, включая
заголовок.

Prime, 8 мая, программа «Primele știri» в 21.00. Развернутый материал, под тем же
заголовком, «Новые квартиры для пострадавших из Кантемира», 38 сек., в котором
упоминается министр В. Бытка, а его изображение появляется на экране ближе к
концу материала.

Prime, 9 мая, программа «Primele ştiri» в 21.00. Материал под заголовком
«Вспомнили своих героев у отреставрированного монумента» («Și-au pomenit eroii la
monumentul restaurat»). Продолжительность – 3 мин. 20 сек. Материал сообщал о
манифестациях 9 мая в Стэучень, с солдатской кашей, и в селе Кунича флорештского
района, где находится упомянутый в новостях отреставрированный монумент. Среди
действующих лиц был и лидер ДПМ М. Лупу, на первом плане, включая прямую речь
25 сек., в которой он, помимо прочего, напоминает, что это 15-й монумент,
отреставрированный в том числе при содействии его команды. Другие действующие
лица появлялись на экране от 3 до 10 секунд.
Canal 2, 9 мая, программа «Reporter» в 19.00. Canal 2 разделяет темы на один
материал из Кунича флорештского района и один из Стэучень. Заголовок материала
из Кунича – «Вспоминали героев села» («Și-au pomenit eroii satului»). И здесь
появляется лидер ДПМ М. Лупу с прямой речью 25 сек. Другие 5 действующих лиц
появляются с прямой речью до 10 сек. Следует отметить, что в селе остался только
один ветеран, которому 91 год. Он в материале говорит только «Спасибо». И здесь М.
Лупу напоминает, что это 15-й отреставрированный монумент. В конце, однако, мы
узнаем, что «Монумент был отреставрирован при поддержке администрации
тюменской области и местных властей (?)».
Напоминаем, что тюменская область – в России, и без необходимых подробностей
непонятно, что общего между ней и реставрацией монумента в Кунича? Зачем нужно
было содействие команды М. Лупу для реставрации монумента? Правда, что 15
монументов были отреставрированы ДПМ? За какую сумму и за сколько лет? Это
много или мало, если считать, что в стране более тысячи населенных пунктов и 43
партии? Почему партии должны реставрировать монументы? И если партии их
реставрируют, зачем об этом объявлять на таком уровне? Почему лидеры партии
затмевают наиболее подходящих действующих лиц для новостей 9 мая – ветеранов
войны?! Только потому, что мы приближаемся к выборам?

31



В том же выпуске на Canal 2, в материале «День памяти» («Ziua comemorării»), вновь
появляется лидер ДПМ, после слов репортера о том, что «В море людей были и члены
политических партий», а единственным членом партии, подтверждающим
утверждение репортера, был М. Лупу. Следует отметить, что президент страны в
материале присутствовал с прямой речью 9 сек., а лидер ДПМ – 20 сек., столько же,
сколько и один ветеран войны.

Prime, 11 мая, программа «Primele știri» в 21.00. 
Выпуск включает материал «Лучшие дороги в Стрэшень» («Drumuri mai bune la
Strășeni»), в котором два раза, на 22 сек., на экране появлялся министр транспорта и
дорожной инфраструктуры Василий Ботнарь, член ДПМ. Продолжительность
материала – 2 мин. 10 сек.
Другой материал – «Проект поддержки семей Молдовы» («Proiect de susținere a
familiilor din Moldova»). Продолжительность – 1 мин. 40 сек. Единственное
действующее лицо – М. Лупу, лидер ДПМ, который сначала в течение 11 сек.
пожимает руки людям, целует в макушки детей, а затем говорит в течение 33 сек.
Материал не включен в рубрику «Electorala – 2015», но у него откровенно
предвыборный характер.
Canal 2, 11 мая, программа «Reporter» в 19.00. Материал, идентичный материалу на
Prime, под заголовком «Лучшие дороги в Стрэшень» («Drumuri mai bune la Strășeni»).
Также был показан и материал о проекте ДПМ, но со слегка измененным заголовком –
«Кампания в поддержку семьи» («Campanie de susținere a familiei»). Таким образом,
мы узнаем из материала и от единственного действующего лица насколько важно
иметь сплоченные, сильные семьи и т.п., сколько законопроектов в поддержку семьи
выдвинет ДПМ в парламенте, и что проект в поддержку семей Молдовы продлится
месяц. Похвальная инициатива, но не исчезает вопрос о своевременности запуска
проекта во время предвыборной кампании и о его эффективности. У телеканалов,
опять же, не было сомнений при подготовке материала. Однако сомнения могли
возникнуть у телезрителей, у которых есть семьи и которые не понаслышке знают о
том, сколько заботы они ощущают и сколько времени есть у партий в предвыборный
период, чтобы думать о нуждах семей.

Prime, 14 мая, программа «Primele știri» в 21.00. 
Материал «Упрощение процедуры перевозки грузов в регионе Черного моря»
(«Transporturi liberalizate la Marea Neagră»). Мотив – заседание министров транспорта
стран-членов Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС),
проходившее в Кишинэу в течение двух дней. Хорошая и важная тема. На заседании
участвовали делегации 12 стран, но в материале с прямой речью появлялись только
министр Василий Ботнарь и генеральный секретарь ОЧЭС Виктор Цвиркун. Не было
обращений хотя бы к министру Армении (как поступили другие телеканалы),
единственной страны из 12-ти, с которыми Молдова заключила договора об
упрощении процедуры перевозки грузов. В такой ситуации возникает обоснованное
подозрение, что цель телеканала заключалась не в сообщении зрителям об
экономических преимуществах сотрудничества стран Черного моря, а показать еще
раз на экране министра от ДПМ.

32



Canal 2, 14 мая, программа «Reporter» в 19.00. Показан схожий материал, но под
заголовком «Заседание министров транспорта в столице» («Reuniunea miniștrilor
transportului, în capitală»).

Выводы:
- Несмотря на принятые на себя обязательства в виде деклараций о

редакционной политике, телеканалы Prime и Canal 2 злоупотребляют показом
в основных информационных выпусках представителей ДПМ, искажая, таким
образом, сообщения, предназначенные для публики.

- Материалы с присутствием лидера ДПМ в информационных выпусках в
период мониторинга можно рассматривать скорее как предвыборную
агитацию, чем как журналистские продукты.

- Предвзятое освещение некоторых тем искажает ценности, такие как память
общества или семья.

Рекомендации:
- Телеканалам Prime и Canal 2 следует отказаться от партийной пропаганды и

соблюдать нормы журналистики при освещении любых тем.
- Телеканалам Prime и Canal 2 следует разнообразить медиапродукцию,

предлагаемую публике, отказавшись от взаимного опубликования материалов.
- Телеканалам Prime и Canal 2 следует использовать частоты, являющиеся

национальным, а не партийным, достоянием, чтобы служить народу, а не
партии.

33


