
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мониторинг СМИ в избирательной кампании по досрочным парламентским 
выборам 29 июля 2009  года 
 
Отчет №4  
13-19 июля 2009 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Исследование проведено при  финансовой поддержке «National Endowment for Democracy». 
Выраженные в нем мнения принадлежат авторам и не обязательно отражают точку 
зрения финансиста.  



1. Общие данные  
 
1.1 Цель проекта: Мониторинг и информирование общественности о поведении 
аудиовизуальных СМИ в ходе избирательной кампании, доступе конкурентов на выборах 
к телеканалам и радиостанциям и обеспечении  плюрализма мнений. Цель наблюдения  - 
проанализировать репортерские тенденции, которые могут сказаться на результатах 
работы масс-медиа и снизить уровень  подачи достоверной, равноудаленной и 
плюралистской информации. 
 
1.2 Период мониторинга:  22 июня – 29 июля 2009 г. 
 
1.3 Критерии отбора СМИ, охваченных мониторингом:  
• Аудитория-резонанс (национальное, квазинациональное покрытие). Обоснование: 
Известно, что между численностью аудитории и влиянием СМИ на общественное мнение 
существует прямая связь: чем больше человек услышал  ту или иную информацию, тем 
сильнее резонанс этого посыла  на определенные сегменты общества. 
• Форма собственности (общественная и частная). Обоснование: Общественные СМИ 
содержатся на деньги налогоплательщиков и их долг - предоставить общественности 
полную, верную, беспристрастную, непредвзятую и объективную информацию обо всем, 
что происходит в Республике Молдова в политическом, социальном и экономическом 
плане. В соответствии с этическими принципами, и частные СМИ обязаны предоставлять 
различные точки зрения и освещать общественно значимые события во всем своем 
разнообразии. 
• Язык вещания (румынский и русский). Обоснование: Помимо СМИ, вещающих на 
румынском языке, мониторингом охвачены и каналы с программами на русском языке, 
так как этот язык используют не только этнические русские, но и другие национальности - 
болгары, гагаузы, украинцы.  
 
1.4 Перечень обозреваемых каналов/информационных выпусков  
«Moldova 1» («Mesager», 21:00) – общественный телеканал, национальное покрытие,  
вещает на русском и румынском языках;  
«Prime TV» («Evenimentul», 20:35) - частный канал, национальное покрытие, вещает на 
румынском языке; 
«NIT» («Curier», 21:30)– частный канал, покрытие квазинациональное, вещает на русском 
и румынском языках (Кишинев, Кахул, Единец, Комрат, Варница, Унгень, Четирень, 
Ниспорень, Сорока, Чимишлия, Кэушень, Трифешть, Стрэшень, Мындрештий Ной, Леова, 
Криулень);  
«EU TV» («Monitor», 21:00) - частный канал, покрытие квазинациональное, вещает на 
румынском языке (Стрэшень, Окница, Флорешть, Трифешть, Чимишлия, Бричень, 
Кантемир, Дрокия, Фэлешть, Глодень, Сынжерей, Штефан Водэ, Тараклия);  
«Radio Moldova» («Panorama zilei», 19:00) – общественный канал, национальное 
покрытие, вещает на румынском и русском языках. 
 
2. Методологические рамки  
Наблюдением был охвачен по одному информационному выпуску ежедневно,  с анализом  
материалов, прямо или косвенно относящихся к выборам.  Все  сообщения оценивались с 
точки зрения качества и контекста с целью определить, благоприятствовали они или нет 
той или иной партии/политическому формированию. Также, материалы подверглись 
анализу по следующим критериям объективной подачи информации:  
 
Беспристрастность/объективность: Согласно Этическому кодексу, сообщения должны 
быть беспристрастными и объективными; не выставлять в благоприятном свете те или 



иные партии/группы/лица в ущерб другим. Журналистская объективность предполагает 
четкое разграничение между мнением и фактом, с точки зрения как  ракурса  подачи 
материала, так и предоставленных подробностей. Присутствие или отсутствие 
дискриминационных элементов в репортажах и сообщениях  - первый  критерий 
реального освещения событий сквозь призму журналиста.  Фильтрация сообщений и 
минимальный анализ предыстории и контекста также свидетельствуют о защите 
интересов определенных субъектов, а не широкой общественности1. 
 
Корректность и сбалансированность источников/плюрализм мнений:  Достоверными и 
сбалансированными являются только те материалы, в которых изложена позиция всех 
причастных сторон (особенно когда идет речь о спорных сюжетах) и не нарушается 
равенство кандидатов2.  Также, СМИ должны обеспечить  аудитории доступ к самой 
различной информации и самым различным мнениям, что поможет ей сформировать 
собственное мнение о происходящем.  Когда тем или иным точкам зрения уделяется 
больше внимания, чем другим, они начинают выделяться из общей массы и неминуемо  
воздействуют на восприятие гражданами  происходящего в обществе.  
 
Используемая лексика и видеосъемки: Ответственная журналистика предполагает не 
только верное и непредвзятое освещение событий, но и использование корректной, 
нормативной лексики.   Утрирование, необоснованное выпячивание отдельных моментом, 
непристойные выражения,  используемые преднамеренно, в частности, уничижительные 
эпитеты с  навешиванием ярлыков на те или иные организации или лица, а также  
изображения, подобранные и подогнанные таким образом, чтобы  определенные субъекты 
предстали в отрицательном свете – все это поднимает серьезные вопросы в плане 
соблюдения этических и профессиональных стандартов. Этическое  поведение 
журналиста вызывает сомнение, когда в представленных на экране кадрах присутствуют 
фрагменты, не соответствующие действительности, когда налицо попытки трюкачества, а 
также в тех случаях, когда те или иные   сообщения «подкреплены» изображениями, не 
имеющими ничего общего с текстом, с информационным зарядом.  
 
4. Данные мониторинга 

 
Moldova 1 
Включение в предвыборную кампанию: В период 13-19 июля 2009 г. общественный 
телеканал «Moldova 1» широко освещал события, прямо или косвенно касающихся 
выборов, и передал в общей сложности 63 материала на эту тему, в том числе 49 вышли 
под рубрикой «Выборы-2009». Канал освещал деятельность Центральной избирательной 
комиссии, пресс-конференции конкурентов на выборах и их сторонников, а также 
неправительственных организаций. «Moldova 1» проинформировал также телезрителей о  
решении Правительства снизить цены на медикаменты, об увеличении объемов  экспорта, 
повышении доверия граждан к государственным институтам и т.д.  Чаще других в 
информационных выпусках фигурировала правящая партия (28 раз), которая упоминалась 
в сообщениях с предвыборных мероприятий как самой ПКРМ,  так и остальных 
конкурентов на выборах.  
 
Беспристрастность и объективность. Большинство сообщений, в которых шла речь о 
конкурентах на выборах, были пристрастными (30 из 36). Тенденциозность репортеров по 

                                                 
1 Симона Штефэнеску, «Riscurile comunicării mediatice în timpul conflictelor». 
2  Fico, Sofin, and Dragger, 2007. Fairness and defamation in the reporting of local issues.  



отношению к тому или иному конкуренту проявляется как в выборе ракурса подачи 
материала, так и в «стерилизации» информации таким образом,  чтобы репутация 
правящей партии не пострадала.  Все сообщения, прямо или косвенно касающиеся ПКРМ, 
построены так, чтобы партия предстала в положительном свете – единственная партия,  
которая в состоянии защитить интересы национальных меньшинств, преодолеть 
экономический кризис, позаботиться о здоровье населения и т.д. С другой стороны, в 
сообщениях, в которых идет речь об остальных конкурентах на выборах, в частности, о 
партиях либеральной ориентации, их нередко ассоциируют с некомпетентностью, 
ложью,   плагиатом и др.       
 
Партия коммунистов представлена в благоприятном свете, прямо или косвенно, в 26 
сообщениях, в которых идет речь либо о предвыборных мероприятиях ПКРМ, либо о 
достижениях правительства в различных областях. Один из приемов, к которым прибегает 
«Moldova 1» для привлечения внимания телезрителей к определенным сюжетам, состоит в  
презентации сообщения в письменном виде на экране, тогда как  текст читает голос за 
кадром – серьезным, иногда встревоженным тоном (например, сообщения о пяти 
принципах, предложенных оппозиции Владимиром Ворониным (15 июля),  о реакции 
Министерства финансов на обвинения оппозиции в блокировании выплаты зарплат (17 
июля), сообщения для печати КСТР, «Teleradio-Moldova» (13, 16, 17 июля). 
 
Материалы «по следам» некоторых сюжетов, связанных с предвыборными 
мероприятиями кандидатов ПКРМ повторялись (например, на второй день после 
оглашения 5  принципов объединения сил с оппозицией, предложенных  лидеров ПКРМ 
Владимиром Ворониным, канал возвращается к этой теме хвалебным комментарием 
аналитика и снова перечисляет эти принципы). Благоприятное отношение к ПКРМ 
проявляется и в очередности сообщений в информационных выпусках: подавляющее 
большинство материалов о предвыборных мероприятиях ПКРМ замыкают рубрику  
«Выборы-2009», в них, как правило, оспариваются  утверждения лидеров оппозиции и  
выдвигаются обвинения в их адрес.  
 
Помимо сообщений, основой для которых послужили мероприятия предвыборного 
характера ПКРМ, «Moldova 1» благоприятствует правящей партии и подробным 
освещением пресс-конференций других партий, которые не участвуют в предвыборных 
гонках, но заявили о своих симпатиях и призывают голосовать за коммунистов.  В период 
наблюдения лидеры Общественно-политического движения «Равноправие» и Партии 
социалистов «Patria-Родина», например, провели 2 пресс-конференции, в ходе которых  
агитировали за ПКРМ и призывали граждан голосовать за коммунистов  потому что, как 
отмечалось на этих пресс-конференциях, это единственная партия, способная положить 
конец беспорядкам в стране, решить проблемы национальных меньшинств, преодолеть 
экономический кризис и т.д. (15 и 17 июля).  
 
По контрасту, материалы с пресс-конференций Движения «Европейское единство» (ДЕД) 
и Национал-либеральной партии  (НЛП), на которых лидеры этих партий объявили о 
выходе  из предвыборных гонок и призвали своих избирателей отдать голос либеральным 
партиям, были скомканы и искажены до такой степени, что призывы лидеров этих 
формирований остались «за кадром». В результате смещения акцентов телезрителям 
общественного канала преподнесли фальшивую идею, согласно которой  Движение 
«Европейское действие» выходит из гонок с целью доказать, что его руководство лишено 
тщеславия (см. Целевое исследование №1), и что НЛП включилась в предвыборные 
гонки единственно для того, чтобы принять участие в дебатах (14 июля и 16 июля). Этот 
тенденциозный подход однозначно указывает  на ангажированность общественного 
канала в пользу правящей партии. 



 В отличие от ПКРМ и ХДНП, остальные конкуренты на выборах, в частности, партии 
либеральной ориентации, представлены в отрицательном контексте или нейтрально. В 
общем зачете ЛП, ЛДПМ и АМН упоминались в 26 сообщениях (16 раз в 
неблагоприятном контексте и 10 – нейтрально), а остальные конкуренты вместе взятые – в 
9 сообщениях. Как правило, с пресс-конференций оппозиции цитируются обвинения в 
адрес ПКРМ, но каждое слово в них опровергается представителями партии или членами 
правительства. Когда же выступающие не задевают ПКРМ и сосредотачиваются на  своих 
предвыборных платформах, используется, как правило, информация общего характера 
или не совсем ясная, зачастую ведущие выпуск и репортеры повторяют содержание 
вставок. Чаще всего в отрицательном контексте представлена ЛП – против нее 
направлены и проблемные материалы о положении дел в кишиневской мэрии. Так, 16 
июля «Moldova 1» передал сообщение о заседании с участием  вице-премьера Юрия 
Рошки, который заявил, что правительство выполняет все свои обязательства перед 
гражданами, жалобы которых были удовлетворены в ЕСПЧ, и что только у мэрии есть 
задолженности по этому разделу. Рошка дает понять, что Генпрокуратуре следовало бы 
возбудить уголовные дела на работников мэрии. Сообщение с пресс-конференции ЛДПМ, 
в ходе которой была представлена политика  в сфере здравоохранения, построено на 
заявлениях отраслевого министра, согласно которому ЛДПМ mot-a-mot списала этот 
документ; о политике как таковой телезритель так и не узнал из этого сообщения (16 
июля). В материале с пресс-конференции ДПМ, в ходе которой Марианн Лупу озвучил 
приоритетные направления внешнеполитической деятельности, репортер не 
сосредотачивается на этих приоритетах, а пытается доказать, что некоторые предыдущие 
высказывания Лупу не соответствуют действительности (17 июля).  
 
Корректность и сбалансированность источников/плюрализм мнений. 
Ангажированность канала «Moldova 1» проявляется и в отношении журналистов ко всем  
сторонам, когда речь идет о спорных материалах:  все сообщения, в которых  приводятся 
обвинения в адрес ПКРМ, сбалансированы репликой последней, и напротив, практически  
во всех случаях, когда ПКРМ обвиняет других конкурентов на выборах, журналисты не 
стараются уравновесить обвинения репликой второй стороны. Это свидетельствует о том, 
что общественный канал выборочно соблюдает принципы равноудаленности и 
плюрализма мнений – тенденции, ставшей особенно заметной в последние недели 
предвыборной кампании.  
 
Из 29 спорных сообщений лишь в 13 представлена позиция всех сторон. В подавляющем 
большинстве сбалансированы материалы, в которых приводится реплика ПКРМ (12). В 
остальных случаях «Moldova 1» нарушает Регламент ЦИК и лишает  аудиторию 
сбалансированной информации. Примером сообщений, в которых не было соблюдено 
право на реплику, могут послужить материалы с пресс-конференций Григория Петренко, 
который обвиняет либеральную оппозиции в пренебрежении к проблемам молодежи (13 
июля, 14 июля), пресс-конференция лидера Движения «Раноправие», который обвиняет 
эти же формирования в проведении антигосударственной политики, которая может 
привести к гражданской войне (15 июля), обвинения Юрия Рошки в адрес мэрии (16 
июля), сообщение, в котором министр здравоохранения обвиняет ЛДПМ в плагиате 
политики в области здравоохранения (16 июля), пресс-конференция представителя ПКРМ 
в ЦИК, который обвиняет либеральные партии в фальсификации списков избирателей (16 
июля) и др.    
 
В нескольких случаях журналисты объявляли, что представители различных партий «не 
прокомментировали пока» заявления, но не уточняли,  пытались ли они сами связаться с 
ними или же ждут официальных заявлений.  
 



В итоге, «Moldova 1» допускает ряд нарушений Регламента ЦИК и ст. 7 Кодекса 
телевидения и радио, согласно которым вещательные организации обязаны обеспечить 
достоверность сообщаемой информации, недопущение искажения действительности 
посредством формулировок или заголовков и соблюдения принципа информирования из 
нескольких источников в случае сюжетов, касающихся конфликтных ситуаций.  
 

 
 
«Radio Moldova» 
Включение в предвыборную кампанию. Во всех семи информационных выпусках, 
прозвучавших в период с 13 по 19 июля,  «Radio Moldova» передал 97 материалов, прямо 
или косвенно связанных с выборами. 40 из них были  посвящены результатам 
деятельности  публичных органов власти, 57 прошли под рубрикой  «Выборы-2009».  
Большой процент  сообщений  на предвыборную тему в общем числе материалов (97 из 
115) свидетельствует об активном участии канала в избирательной кампании. 
 
13 репортажей на тему выборов из тех, что прозвучали под рубрикой «Выборы-2009», 
были посвящены работе Центральной избирательной комиссии, районных избирательных 
советов, а также отчетам ряда неправительственных организаций о ходе предвыборной 
кампании (Лиги защиты прав человека, Института по правам человека).В 44 сообщениях 
шла речь о мероприятиях конкурентов на выборах   (пресс-конференции, заявления и один 
съезд).  
 
Беспристрастность и объективность. Все сообщения, косвенно затрагивающие тему 
выборов (40), благоприятствовали центральной публичной власти – и методом 
построения, и отведенным местом в информационных выпусках.  Правительство всегда 
появляется в положительном свете благодаря форме подачи материала и деталям, 
используемым журналистами. Нередко подробности касаются будущего, а не настоящего:  
В последующие 6-8 лет районы  Кэлэрашь, Ниспорень и Стрэшень получат более 
миллиарда леев, согласно решению правительства; Министерство сельского хозяйства 
ужесточит требования к молочным продуктам, импортируемым в Республику Молдова; 
До конца 2010 года таможенные пункты (…) будут оснащены приборами для 
обнаружения радиоактивных материалов. 
 
В других случаях мнения репортеров не отделены от фактов, тем самым нарушается 
принцип объективности, который предполагает четкое разграничение оценок от фактов, 
как ракурсом подачи, так и представленными деталями. В качестве примера приведем 
лишь несколько личных авторских мнений, которые не отделены от фактов, но и не 
подкреплены конкретными данными. 

- Это (речь идет о дизтопливе) станет значительной поддержкой для 
сельхозпроизводителей в период уборки и сделает возможным его поставки в 
установленные сроки (17 июля). 

- Считаю, что одной из приоритетных проблем остается подготовка 
доуниверситетских учебных заведений и дошкольных учреждений (…) к 1 
сентября… Следует сказать радиослушателям, что несколько лет назад  в селах 
не было питьевой воды, они не были газифицированы, дороги были в плохом 
состоянии, но сегодня ситуация значительно изменилась к лучшему (18 июля). 

- Довольны мамы, а также девушки, освоившие это ремесло …стремление учиться 
проявили и молодые страшенцы, недавно окончившие семинар для начинающих 
бизнесменов, а также девушки, которые получили профессию швеи и могут уже 
работать. Более того: в летние месяцы многие юноши и девушки окончат другие 



курсы и семинары, которые дадут им определенную профессиональную 
ориентацию в жизни (19 июля). 

 
За отчетную неделю «Radio Moldova» передало шесть сообщений о предвыборных 
мероприятиях  ПКРМ.  Все они прошли под рубрикой «Выборы-2009», были хорошо 
составлены и четко изложены. Так, репортажи с пресс-конференций ПКРМ начинались  
добротным лидом, который доносил до радиослушателя суть  месседжа правящей партии. 
Пример: Члены молодежной организации ПКРМ утверждают, что  ПКРМ – 
единственное формирование, реально продвигающее молодежь (13 июля); ПКРМ провела 
пресс-конференцию в ответ на обвинения в ее адрес со стороны оппозиционных партий 
(14 июля); ПКРМ будет выступать за консенсус в будущем Парламенте и предлагает 
пять принципов консолидации политических сил после выборов (15 июля); ПКРМ 
обвиняет оппозиционные либеральные партии в применении незаконных электоральных 
методов (16 июля); ПКРМ отвергает все обвинения, приведенные в ее адрес 
оппозиционными либеральными партиями  (17 июля). 
 
В отличие от сообщений о ПКРМ, материалы с пресс-конференций оппозиционных 
партий были представлены радиослушателям непрофессионально. Так, из 26 проведенных 
ими мероприятий 21 анонсировалось самым простым образом, например: ЛДПМ провела 
пресс-конференцию;  или Пресс-конференцию провела сегодня и ЛП;  или  ДП провела 
пресс-конференцию, в ходе которой подняла ряд проблем, связанных с предвыборной 
кампанией. Подобные анонсы не дают радиослушателям никакой информации, а в 
результате повторения месседжа  складывается впечатление, что эти партии только и 
делают, что организовывают пресс-конференции. 

Другой метод «стерилизации» месседжа оппозиционных партий состоит в использовании 
второстепенных цитат из их заявлений.  Так,  15 июля в репортаже с пресс-конференции 
ЛДПМ, в котором лидер формирования зачитывает открытое письмо на имя генерального 
секретаря Совета Европы, репортер  отсекает главное и,  по сути, выхолащивает материал 
(см. Целевое исследование №3). Построение материала, форма обобщения,  
неоднократно искромсанный сюжет письма  лидера ЛДПМ на имя Терри Дэвиса – все это 
указывает на то, что   журналист сознательно преподнес радиослушателям  неверную 
информацию о данном событии и не донес до него призыв осудить преступления 
коммунизма XXI века. Туманное изложение содержания письма делает его 
«неудобоваримым» для рядового радиослушателя, которому трудно понять, о чем идет 
речь. Отсутствие в материале верных и конкретно расставленных акцентов  относительно 
обращения Филата свидетельствует не только о неопытности журналиста, но и о 
намерении общественного радиоканала уходить от деликатных вопросов, которые 
выставляют ПКРМ в отрицательном свете.  

Корректность и сбалансированность источников. Плюрализм мнений.   Ни в одном из  
40 сообщений и репортажей о работе органов публичного управления не был соблюден 
принцип плюрализма мнений, несмотря на то, что минимум половина из них поднимала  
спорные вопросы, по которым необходимо было представить в равной степени все 
стороны либо привести различные точки зрения для того, чтобы аудитория смогла создать 
собственное мнение о произошедшем. Среди сюжетов такого рода числятся: Кабинет 
министров решил снять 15-процентные наценки на медикаменты, продаваемые в 
сельских аптеках; Реформы, проведенные за последние восемь лет  в системе 
здравоохранения, их европейская стандартизация привели к положительным 
результатам; и т.д. 
 



Плюрализм мнений не соблюдается и в материалах по освещению поведения правящей 
партии в кампании по досрочным выборам 29 июля. Из 6 переданных сообщений о ПКРМ 
лишь два были подкреплены ответами представителей оппозиционных партий на 
обвинения коммунистов. Остальные четыре изложили  позицию этой партии, не 
предоставив при этом ее оппонентам право на реплику (см. Целевое исследование №2), а 
журналисты ограничились фразой: «С лидерами трех либеральных партий не удалось 
сегодня связаться для получения комментариев по поводу обвинений, приведенных в их 
адрес. Попытаемся узнать и их позицию на  пресс-конференциях, которые они 
проведут». Но, по данным мониторинга, их позиция так и не была изложена. Следует 
отметить и тот факт, что материалы с мероприятий Партии коммунистов самые 
продолжительные по времени  (от 3.15 минут до 5.15 минут), и это без выделения 
эфирной площади для реплик либеральной оппозиции.  
 
Мероприятия других конкурентов на выборах представлены совершенно в ином ключе. 
Примечательно, что репортеры «Radio Moldova» практически всегда «находили» 
представителей Партии коммунистов или Правительства, которые отвергали обвинения 
оппозиционных партий. Так, в 20 из 27 материалов, подготовленных с пресс-конференций  
ЛП, ЛДПМ, АМН, ДП, СДП и ХДНП,  вторая сторона (Партия коммунистов или 
центральное публичное управление) получила право на реплику, нередко даже в ущерб 
тем, кто поднял вопрос.  
 
 

 
 
Prime TV  
Включение в предвыборную кампанию. Информационные выпуски на «Prime TV» очень 
короткие, продолжительностью около 5 минут. Официально канал не участвует в 
освещении предвыборной кампании, в действительности же практически в каждом 
выпуске присутствует одно-два сообщения на тему выборов. За шесть дней минувшей 
недели  (16  июля провести мониторинг не удалось по техническим причинам) было 11 
сообщений такого характера, 2 из них касались деятельности ЦИК. Как правило, в 
сообщениях предвыборной тематики речь идет о  деятельности Правительства. Ни один из 
кандидатов ПКРМ в кадре не появлялся. 
 
Беспристрастность и объективность. Порядок отбора информации свидетельствует о 
незначительном перевесе в пользу правящей партии. Информационные выпуски 
продолжительностью не более 5 минут практически каждый день содержат одно-два 
сообщения, в основу которых, так или иначе, лежит месседж ПКРМ. Примеры: 17 июля: 
«Правительство увеличит фонд поддержки пострадавших от наводнения в 2008 году», 
«Жители сел смогут покупать медикаменты по более низким ценам в государственной 
аптечной сети на основании постановления правительства...”, «После предоставления 
Россией кредита в полмиллиарда долларов молдавское правительство обсуждает и с 
Китаем возможность получения гранта в нескольких тысячах долларов». 14 июля: 
«Сельхозпроизводители, обрабатывающие площади свыше 50 га, получат обещанные 
Правительством  по 10 литров дизтоплива на каждый гектар посевов.  Поддержка 
аграриев будет осуществлена за счет 9,5 тыс. тонн горючего, переданного Российской 
Федерацией в порядке гуманитарной помощи».  
 
Остальные конкуренты на выборах в информационных сообщения канала «Prime TV» 
попадают разве что случайно, когда речь заходит о муниципальной администрации. 
Например, 17 июля «Prime TV» рассказал о ливне, обрушившемся на Кишинев. 



Сообщение было объективным и беспристрастным, с изложением положения дел и в 
других населенных пунктах страны.  
 
Корректность и сбалансированность сообщений/плюрализм мнений.  Большинство 
сообщений предвыборного характера представлено с точки зрения одной лишь Партии 
коммунистов, оценки независимых экспертов отсутствуют. В материале о наблюдателях 
из СНГ, прибывших для мониторинга выборов, приведены слова руководителя группы, 
который говорит, что официально, жалоб по поводу фальсификации списков избирателей 
не поступило ни от одного формирования…  Мнением оппозиционных партий автор 
сообщения не поинтересовался, он ограничился тем, что довел до сведения 
общественности точку зрения одного человека «со стороны». В выпуске новостей 13 июля 
«Prime TV»  объявил со ссылкой на официальные источники, что каждый второй 
вкладчик  «InvestPrivatBank» может получить свои деньги,  но не изложил положение дел 
с точки зрения самих вкладчиков.  
 
Учитывая потенциал этого канала с национальным покрытием, его отказ от участия в 
освещении предвыборной кампании можно рассматривать как уклонение от обязанностей 
информирования аудитории, что также косвенно благоприятствует правящей партии. 
 

   
 
NIT 
Включение в предвыборную кампанию. В период 13 – 19 июля в информационном 
выпуске «Curier» в 21.30 «NIT» передал 46 материалов, прямо или косвенно посвященных 
тематике выборов, в том числе 22 в рубрике «Избирательная кампания-2009». Вместе с 
тем, отдельные материалы, не включенные в рубрику «Избирательная кампания-2009», 
отличались явной предвыборной направленностью. Так, 14 июля вне этой рубрики в эфир 
прошел 3-минутный репортаж о встрече лидера ПКРМ Владимира Воронина с 
избирателями Яловенского района. Анонс этого события прозвучал  следующим образом: 
“Сделала за 8 лет то, чего другим партиям не удалось сделать за 10 лет - так коротко 
говорят жители четырех сел Яловенского района. Люди встретились с лидером ПКРМ, 
задали ему ряд вопросов и решили, за кого проголосовать 29 июля».  Не были 
промаркированы соответствующим образом и другие материалы предвыборного 
характера, например: “Некоторые политические партии, в частности, Либеральная 
партия и АМН, по-прежнему прибегают к грязным методам предвыборной агитации, 
нарушая Кодекс о выборах, этические нормы и общественный порядок. Такое заявление 
сделал представитель ПКРМ в ЦИК»  (14 июля); «В стане правой оппозиции  вновь 
разгорается борьба за площадь в центре столицы»;  «Формирования правой ориентации  
единогласно отклоняют предложения коммунистов по достижению консенсуса в 
будущем парламенте» (16 июля) и др. Кроме того, не были включены в рубрику 
«Избирательная кампания-2009» материалы, восхваляющие усилия  Правительства 
Республики Молдова, что благоприятствует ПКРМ,  а также сообщения, представляющие 
в невыгодном свете местную администрацию столицы,  что выставляет в отрицательном 
свете Либеральную партию. Например: 15 июля – «Массовый отток молдаван из страны  
стал проявляться в 90-е годы, когда началась  приватизация» (автор утверждает, что в 
2005 году не фоне улучшения социального и экономического положения мигрантов стало 
значительно меньше); 16 июля – детсад села Мэшкэуць отремонтирован за счет средств 
Правительства; 17 июля – «Особый день для жителей села Булбоака» (речь идет о  
церемонии открытия местного медпункта после капитального ремонта, в которой принял 
участие и Владимир Воронин. Лишь вскользь отмечалось, что финансирование взял на 
себя  Всемирный банк, а о финансовом участии жителей села не было сказано ни слова. 
Автор дал понять, что это успех правительства, которое за восемь лет сделало много 



хорошего); 17 июля – «Хаос недельной давности повторяется. Люди возмущены тем, 
что те, кто должен решать проблемы, участвуют в телевизионных дебатах» (материал, 
в котором мэр столицы Дорин Киртоакэ обвиняется в пренебрежении к проблемам 
столицы). 
 
Беспристрастность и объективность. Информационные выпуски телеканала «NIT» 
задуманы не для того, чтобы предоставить телезрителям максимум информации о 
предвыборных программах конкурентов и тем самым помочь им сделать осознанный 
выбор, а для рекламирования ПКРМ и дискредитации  ее оппонентов, в частности, партий 
либеральной ориентации и в последнее время – лидера ДПМ Марианна Лупу.  Каждый 
раз, рассказывая о предвыборных мероприятиях лидеров оппозиции, «NIT» выступает с 
тенденциозными комментариями, смещая акценты и искажая суть их 
заявлений/предложений, вырывая информацию из контекста, допуская оценочные 
суждения в сообщениях, неверные интерпретации и ассоциации, ироничные оценки и т.д.  
Вместе с тем, в репортажи о предвыборной кампании оппозиционных партий нередко 
включены сведения/информация о предвыборной программе ПКРМ или об ее отношении  
к той или иной проблеме, с которой сталкивается общество. Когда идет речь о материалах 
с пресс-конференций или других  мероприятий  ПКРМ, содержащих жесткую критику в 
адрес либеральных партий, представителям оппозиции не предоставляется право на 
реплику. Иными словами, журналисты и редакторы новостных программ продолжают 
прибегать к приемам, чуждым принципам ответственной журналистики, и проявляют 
ангажированность по отношению к действующей правящей партии.  
 
Примером пристрастной и необъективной журналистики может послужить и репортаж,  
переданный в эфир 13 июля – о  встрече кандидата ЛДПМ Виталия Нагачевского с 
избирателями. Тенденциозный характер материала становится очевидным уже в анонсе: 
«Кандидат ЛДПМ заявил на встрече с избирателями, что граждане Молдовы, не 
владеющие государственным языком, не являются патриотами  этой страны. Это 
заявление прозвучало вскоре после скандала, спровоцированного другим членом ЛДПМ, 
который сказал, что только молодежь, знающая румынский язык, может претендовать 
на полное равноправие в государстве. На встрече с избирателями, о которой рассказывает 
NIT, В. Нагачевский,  отвечая на один из вопросов по поводу заявлений со стороны лиц, 
называющих себя патриотами, сказал:  «Как может он претендовать, что является 
патриотом Молдовы, не зная государственного языка?». Однако репортер переиначивает 
заявления Нагачевского и утверждает, что аргументов у него не было, но, чтобы не 
промолчать, он сказал, что граждане Молдовы, не владеющие государственным языком, 
не являются патриотами. Затем «NIT» возвращается к заявлениям кандидата ЛДПМ 
Юрия Лянкэ по поводу стратегии интеграции в общество представителей этнических 
меньшинств – заявлений, которые также подверглись тенденциозной интерпретации, и 
дал понять, что ЛДПМ преследует маргинализацию тех, кто не владеет румынским 
языком и в силу этого являются гражданами «второго сорта».  В заключение репортажа 
говорится, что политика  этнической сегрегации привела к войне на Днестре в 1992 году. 
На всем протяжении материала заявление Нагачевского повторялось трижды с целью 
подчеркнуть серьезность приведенных обвинений.  Это не единственный случай, когда 
«NIT» манипулирует,  используя для этого такой прием, как повторение определенных 
кадров/заявлений.  Например, кадры с уличных манифестаций 6-7 апреля, в частности те, 
в которых присутствуют лидеры оппозиции, возобновляются каждый раз, когда этот 
«видеофон» способствует усилению отрицательного образа этих конкурентов на выборах. 
Вопреки требованиям к презентации архивных материалов,  «NIT» прокручивает эти 
кадры, не указывая точную дату съемок. 
 



В этом же информационном выпуске прозвучал репортаж по поводу обращения  ДПМ в 
Центризбирком с требованием запретить распространение рекламного ролика Партии 
коммунистов, в котором фигурирует лидер Демпартии, бывший член ПКРМ Мариан 
Лупу. Несмотря на то, что ЦИК запретил показ ролика, телеканал  «NIT» прокрутил его в 
самом репортаже. Кроме того, было процитировано заявление представителя ПКРМ в 
ЦИК, который сказал, что ПКРМ обжаловала решение ЦИК в судебном порядке. «Этот 
ролик не может быть снят с эфира средств массовой информации. Если 
представителям Демократической партии стыдно за высказывания своего лидера, 
бывшего члена ПКРМ, то это их проблема, и никак не ПКРМ». 
 
Помимо того, что этот репортаж игнорирует постановление ЦИК и в рамках сообщений 
распространяет предвыборную рекламу, запрещенную к показу,  «NIT» нарушает и право 
на реплику представителей ДПМ, позиция которых не изложена в репортаже.  

В передаче «Curier» от 16 июля вне рубрики «Избирательная кампания-2009»  в эфир 
прошел материал продолжительностью 4 минуты 45 секунд о предполагаемом намерении 
Демократической партии и ее лидера Мариана Лупу организовать 26 июля Великое 
Национальное собрание. Хотя из репортажа ясно,  что ДПМ не намерена  организовывать  
в указанный день никакого собрания, кроме партийного съезда,  тем не менее, сюжет 
представлен таким образом, чтобы убедить телезрителей в желании Лупу созвать в центре 
Кишинева Великое Национальное собрание «чтобы продолжить начатое 6 апреля». 
Более того, согласно каналу NIT, Лупу якобы конкурирует с лидерами либеральных 
партий за площадь Великого Национального собрания. Материал основан на слухах, 
представленных как блоги и другие источники в Интернете, его целью   является 
дискредитация Мариана Лупу, возглавляемой им партии, а также остальных 
некоммунистических партий, представленных как организаторы протестов, которые 
вылились в погромы  (см. Целевое исследование № 4). 

Корректность и сбалансированность сообщений/плюрализм источников. Из 40 
материалов, в которых поднимались спорные вопросы, в 22-х цитируется или один только  
источник,  или два,  но мнение второй стороны искажено. Пример – репортаж от 16 июля, 
в котором представлен отчет Коалиции «Гражданский контроль -  «Выборы-2009». В этом 
репортаже Либеральная партия, Движение «Европейское действие» и ЛДПМ обвиняются 
в «вопиющих», по словам репортера,  нарушениях, а именно: распространение рекламных 
роликов, не сопровождающихся примечанием  «оплачено из избирательного фонда» и не 
включенных в рубрику «Избирательная кампания-2009», массовая вандализация 
рекламных щитов, а также несоблюдение этики в проведении предвыборных дебатов. 
Представителям этих конкурентов на выборах право на реплику не было предоставлено. 
 
17 июля «NIT» делает «шокирующее разоблачение», а именно: в видеозаписи, помещенной 
в интернете, молодой человек утверждает, что вместе с другими  ребятами его 
проинструктировали, как организовать акции протеста 6 и 7 апреля в центре Кишинева. 
Автор объясняет, как был разработан сценарий протестов и как лидеры либеральных 
формирований, под эгидой которых были организованы манифестации, оставили их на 
площади на произвол полиции (подчеркнуто нами). «Разоблачение» основано на 
анонимной видеозаписи человека, который сидит спиной к камере и выступает с 
инсинуациями о предполагаемых зарубежных и местных инструкторах, которые якобы 
учили его на семинарах в Вадул-луй-Водэ, как организовать протесты. Имена этих 
предполагаемых инструкторов: Стив, Марк, Алекс, Раша, Лилиана, Михай, Влад 
поразительно похожи на имена ряда лидеров оппозиции или хорошо известных людей в 
международных организациях, также обвиняемых в поддержке  оппозиции. Тон заявлений 
не оставляет никаких сомнений начет того, что молодой человек читает какой-то текст, а 



не рассказывает о пережитом им самим. Материал сопровождается соответствующим 
музыкальным фоном с повторением кадров апрельских событий, в которых мелькают 
Филат, Киртоакэ, Виеру. «Семинары продолжаются… Хорваты, сербы хотят 
повторения событий от 7 апреля… Пригласили также из Украины… А это значит, что 
30 июля будет особенно жарко в центре Кишинева, предупреждает анонимный источник. 
Хотя «NIT» признает, что слова молодого человека не были проверены  (рассказ не 
может быть проверен), тем не менее, канал обещает в скором времени распространить 
эту видеозапись целиком.  
 
Отделение фактов от мнения. В материалах о ПКРМ сотрудники «NIT» не 
ограничивают себя в эпитетах и похвальных оценках: ПКРМ  конкретными делами 
доказала, что заслуживает остаться у руля государства (13 июля);  за 8 лет сделала то, 
чего другим партиям не удалось сделать за 10 лет: «партия созидания» (14 июля); 
протягивает руку политическим оппонентам (15 июля) и т.д. Телеканал прививает 
телезрителям идею,  что только ПКРМ в состоянии эффективно управлять страной  
(ПКРМ – единственная политическая сила, которая может обеспечить развитие 
страны (17 июля), а если эта партия не будет у власти, в Молдове начнется гражданская 
война;  амбициозное стремление отстранить от власти самую сильную партию в 
стране влечет, по оценкам экспертов, огромный риск того, что в Молдове вновь 
начнутся беспорядки и насилие (16 июля).   
 
Зато, когда речь заходит о либеральных партиях и ДПМ, на них навешивают разного рода 
ярлыки не только цитируемые источники, но и репортеры «NIT»: «либералам нужна не 
власть, им нужен хаос», «ультраправые партии сатанински пытаются снять с себя 
вину», «ультраправые партии стоят за «погромами» от 7 апреля», «оппозиционные силы 
далеко не готовы поддержать установление политического и социального мира в 
Молдове», «плод больного воображения либералов», «у Михая Гимпу галлюцинации», 
«администрация Киртоакэ в очередной раз ударила лицом в грязь». 
 

 
 
 EU TV 
Включение в предвыборную кампанию.  В период 13-19 июля канал «EU TV» передал 58 
сообщений, прямо или косвенно посвященных выборам, в том числе 27 под рубрикой 
«Избирательная кампания-2009». Шесть из них освещали работу Центральной 
избирательной комиссии, семь затрагивали местные органы власти, другие шесть – 
деятельность вице-премьера Юрия Рошки.  Как правило, в рубрике «Избирательная 
кампания-2009»  подавались репортажи с пресс-конференций конкурентов на выборах. В 
целом, канал пытается охватить большинство мероприятий, проводимых конкурентами на 
выборах. 

Беспристрастность и объективность. В отчетный период «EU TV» явно 
благоприятствовал Христианско-демократической народной партии – единственной, 
которая была представлена только в положительном свете. Симпатия к лидеру ХДНП,  
вице-премьеру Юрия Рошки заметна в информационных выпусках от  16 и 17 июля, когда 
ему были посвящены по два сообщения в одном информационном выпуске. 17 июля 
продолжительность этих сообщений составила около 5 минут. Речь о посещении Юрием 
Рошкой генерального комиссариата полиции города Кишинева и Пограничной службы. 
Примером пристрастного отношения к Рошке является и сообщение от 14 июля о 
заседании Высшей судебной палаты по делу «Попытка убийства Юрия Рошки». EU TV 
информирует: Высшая судебная палата отложила рассмотрение дела о попытке 



убийства Юрия Рошки. Причиной переноса стало отсутствие судебного следователя, но 
обходит молчанием информацию, о которой сообщили другие СМИ, согласно которой 
Высшая судебная палата постановила, что генеральный прокурор Валериу Гурбуля и 
замминистра внутренних дел Валентин Зубик нелегитимно заявили, что председатель 
Альянса «Молдова ноастрэ» Серафим Урекяну и член того же формирования Ион 
Плешка причастны к покушению на убийство лидера ХДНП Юрие Рошка. ВСП оставила 
тем самым в силе решение прежней инстанции и отклонила ходатайство прокурора по 
данному делу. 

С другой стороны, налицо более взвешенное освещение работы местной администрации 
Кишинева. Несмотря на то, что 13 июля в обзоре новостей канал титрирует 
Несостоятельность муниципальной администрации проявляется вновь, репортаж о 
проливных дождях был беспристрастным и объективным, с представлением сведений из 
различных источников. В целом из 8 сообщений, в которых шла речь о местной 
публичной администрации, 6 были нейтральными, сбалансированными и только 2 – 
неблагоприятными для действующего мэра (в сообщении от 14 июля один из 
протестующих в Управлении электрического транспорта, требующих отставки директора 
предприятия, заявил, что  сыновья Моргоча работают в мэрии, кумовья работают в 
мэрии…”,  однако репортер не попытался выяснить и точку зрения  представителя мэрии 
на эту проблему. Но в том, что касается сути конфликта, сообщение было 
беспристрастным).  

Из 11 сообщений на тему выборов, которые затрагивали действующее правление вне 
рубрики «Избирательная кампания-2009», 5 были благоприятными для правящей партии, 
3 – неблагоприятными,  3 – нейтральными. В рубрике «Избирательная кампания-2009» 
ПКРМ представлена в положительном свете 8 раз, в отрицательном – 9 раз, и 10 раз – 
нейтрально. Благоприятное отношение к ПКРМ заметно и в репортаже с пресс-
конференции лидера  ПКРМ Владимира Воронина – самым продолжительным по времени 
и который открывал выпуск новостей. «EU TV» проявил тенденциозность по отношению 
к АМН в лиде,  согласно которому Альянс «Молдова ноастрэ» отклоняет политический 
консенсус после выборов, предложенный вчера председателем Партии коммунистов. 
Вице-председатель АМН Вячеслав Унтилэ заявил сегодня, что трем оппозиционным 
партиям - АМН, ЛП и ЛДПМ – в будущем Парламенте достаточно и 52 мандатов для 
того, чтобы в течение хотя бы одного года правили страной (16 июля). В 
действительности,  АМН  отклоняет не «политический консенсус», а то, как его видит 
лидер ПКРМ.  Другим примером пристрастного отношения является  утверждение о том, 
что, говоря о пяти принципах политического консенсуса, предложенных Ворониным, Лупу 
сказал, что ДП отклоняет эту инициативу, так как не видит причин пойти на этот шаг 
(17 июля).  На самом деле лидер ДП отклонил не инициативу как таковую, которую, 
напротив, приветствовал, а то, как было сделано это предложение. «EU TV» этих деталей 
не представил. Из 25 сообщений, которые касались оппозиционных партий в рубрике 
«Избирательная кампания-2009», 10 представили их в отрицательном свете, 4 – в 
положительном и 12 – нейтрально.  
 
Примером снисходительного отношения к правящей партии является сообщение от 18 
июля о заявлении польского министра иностранных дел Радослава Сикорского, который 
якобы сказал: «29 июля в Республике Молдова пройдут досрочные парламентские 
выборы. Мы надеемся, что они будут корректными». В действительности, Сикорский 
заявил, что 29 июля в Молдове пройдут повторные парламентские выборы, так как на 
предыдущих было много проблем. "Мы очень рассчитываем на то, что повторные 
выборы будут честными и справедливыми …”. Нетрудно заметить, что заявление 
Сикорского подверглось цензуре, так как оно было благоприятным для оппозиции. 



 
Корректность и сбалансированность источников/плюрализм мнений.  Из 34 спорных 
сообщений большинство (20) представили позицию одной только стороны конфликта.   
Заявления оппозиционных партий, как правило, сбалансированы  точкой зрения 
представителей ПКРМ, но этот принцип не соблюдается и когда идет речь о заявлениях 
представителей правящей партии и лидера  ХДНП. Например, в сообщении об итогах 
первого месяца работы вице-премьер Юрие Рошка отметил, что кишиневская мэрия не 
выполняет постановления ЕСПЧ об обеспечении жильем определенных категорий 
граждан, но точка зрения самой мэрии в этом вопросе не была изложена. Также, не были 
сбалансированы позицией второй стороны и обвинения в адрес оппозиционных партий  со 
стороны  лидеров коммунистической молодежи (либеральные партии отвели  молодежи 
место в самом конце списка…  В предыдущем парламенте молодежь была представлена 
только в ПКРМ”, 13 июля)  или Владимира Воронина, который 15 июля расценил 
оппозиционные партии как  радикальные. В пресс-релизе МВД от 19 июля говорится, что 
в селе Бэчой на встрече с избирателями представитель ЛП подстрекал к неповиновению, а 
вице-председатель ЛП Дорин Киртоакэ поддержал незаконные действия Виталия 
Шаларь, вел себя высокомерно и вызывающе, но эти утверждения не были поставлены под 
сомнение и не были проверены репортерами.  
 
4. Выводы 
 
На основании результатов мониторинга можно сделать вывод, что в период 13-19 июля 
охваченные наблюдением каналы продолжали допускать серьезные отклонения от 
этических и профессиональных принципов. В итоге,  эти каналы не освещают 
избирательную кампанию объективно и непредвзято.  
 

- Общественные каналы «Moldova 1» и «Radio Moldova» по-прежнему выборочно  
применяют принципы непредвзятого, сбалансированного и беспристрастного 
освещения парламентских выборов. Принцип плюрализма источников соблюдается 
только в отношении ПКРМ и игнорируется в тех случаях, когда речь идет об 
оппозиционных партиях. Часть сообщений, опубликованных в рубрике  
«Избирательная кампания-2009», дискредитируют оппозиционные партии, 
используя для этого, в частности, вырванные из контекста факты или 
оценки/предложения представителей этих формирований. Посвященные ПКРМ 
материалы составлены добротно, с хорошо структурированным текстом и 
подробностями, которые представляют эту партию в благоприятном свете. 

 
- Частный канал «Prime TV» косвенно благоприятствует ПКРМ в сообщениях 

предвыборного характера, призванных укрепить положительный имидж правящей 
партии. Остальным конкурентам на выборах не нашлось места в информационных 
выпусках  канала. Решением не принимать участие в освещении предвыборной 
кампании «Prime TV» лишил аудиторию информации об остальных конкурентах на 
выборах, ограничивая доступ граждан к альтернативной и разнообразной 
информации. 

 
- Сообщения канала с квазинациональным покрытием «NIT» задуманы таким 

образом, чтобы выставлять в положительном свете ПКРМ и  чернить ее 
оппонентов. Подавляющее большинство сообщений, переданных этим каналом в 
отчетный период, были  пристрастными, а материалы, касающиеся оппозиционных 
партий, часто  отличались порочащим характером. Канал использует агрессивную 
журналистскую лексику, не отделяет факты от мнения, комментирует заявления 
цитируемых источников, допускает оценочные суждения, манипулирует 



архивными съемками в целях дискредитации тех  или иных конкурентов на 
выборах. 

- Канал с квазинациональным покрытием «EU TV» сравнительно беспристрастно 
освещает события, прямо или косвенно связанные с предвыборной кампанией и 
конкурентами на выборах. Однако обилие  материалов, благоприятствующих тем 
или иным конкурентам на выборах, свидетельствует об определенной 
политической ангажированности канала в пользу правительства, ХДНП и ПКРМ. 
Несмотря на имеющиеся недостатки и упущения в плане сбалансированности 
источников,  «EU TV» - самый сбалансированный по сравнению с остальными 
каналами, охваченными мониторингом.  

 
 
5. Меры, предпринятые в целях улучшения положения дел 
 
В период 13-19 июля четыре случая грубого нарушения этических и профессиональных 
принципов были рассмотрен в целевых исследованиях (1 сообщение канала «Moldova 1», 
2 материала  «Radio Moldova» и одно сообщение на «NIT»),   опубликованных на 
информационном портале Moldova azi (www.azi.md).  
 
Вместе с тем, 15 июля НЦЖ направил в Центральную избирательную комиссию и 
Координационный совет по телевидению и радио третий отчет о результатах наблюдения 
с соответствующим сопроводительным письмом, в котором обращает внимание на ряд 
нарушений Регламента освещения избирательной кампании по досрочным парламентским 
выборам 29 июля 2009 года в средствах массовой информации Республики Молдова.  
 
НЦЖ призвал ЦИК и КСТР рассмотреть эти факты и принять надлежащие меры для 
обеспечения беспристрастности, сбалансированности и стимулирования  свободного 
формирования мнений посредством изложения точек зрения оппонентов.  
 
13 июля Координационный совет по телевидению и радио в специальном пресс-релизе 
подтвердил необходимость соблюдения вещательными организациями положений и 
юридических рамок, установленных в ряде документов, разработанных ЦИК и КСТР в 
целях верного и объективного информирования избирателей о платформах и 
политических программах конкурентов на выборах. Это сообщение для печати отличается 
общим характером и касается всех вещательных организаций, включившихся в освещении 
предвыборной кампании.  
 
16 июля КСТР выступил с очередным сообщением для печати, в котором отмечается, что 
в последнее время в адрес КСТР поступают сигналы от ряда потребителей программ, 
согласно которым в программные комплексы отдельных вещательных организаций 
включаются передачи предвыборного характера, не соответствующих  сеткам вещания и 
внутренним регламентам, утвержденным КСТР.  
 
КСТР призвал вещательные организации, которые проводят предвыборные дебаты, 
обеспечить в соответствии с положениями действующего законодательства 
предоставление эфирного времени на равных условиях всем конкурентам на выборах, 
авторам и ведущим передач проявить беспристрастность, обеспечить, чтобы дебаты 
велись в рамках предвыборной тематики и вмешаться в случае, если участники дебатов 
нарушают положения установленные  национальными нормами.  И на этот раз КСТР 
обратился также ко всем вещательным организациям, подключившимся к освещению 
предвыборной кампании, без каких-либо ссылок на конкретные факты нарушения 
законодательства. 

http://www.azi.md/


 
6. Рекомендации: 
 

• Охваченные мониторингом СМИ должны использовать отчеты о результатах 
мониторинга как инструменты саморегулирования и устранить выявленные 
недостатки с тем, чтобы в дальнейшей работе:   

«Moldova 1» и «Radio Moldova»  
– информировали избирателей правдиво, беспристрастно и непредвзято;  
– устранили дискриминацию в применении принципа плюрализма и 

разнообразия мнений, а также в предоставлении права на реплику; 
– освещали события верно, не искажая действительность путем фильтрации и 

«стерилизации» месседжа конкурентов на выборах.  
«NIT»  
– отказался в сообщениях от оценки/комментариев предвыборных 

мероприятий политических партий или их представителей; 
– устранил дискриминацию в применении принципа плюрализма и 

разнообразия мнений, а также в предоставлении права на реплику; 
– учитывал политические убеждения различных категорий населения, 

обеспечил политико-социальную сбалансированность и  плюрализм, а также 
свободу выражения мнения;  

– освещал события верно, не искажая действительность различными 
монтажными трюками и комментариями.  

«Prime TV» 
– строил информационные программы таким образом, чтобы не 

благоприятствовать в сообщениях тому или иному конкуренту  на выборах в 
ущерб другим.  

«EU TV»    
– соблюдал принцип беспристрастности по отношению ко всем конкурентам 

на выборах; 
– устранил недостатки, связанные с несбалансированным освещением сторон 

в конфликтных ситуациях. 
  

• Наблюдательному совету Компании «Телерадио-Молдова» рассмотреть в срочном 
порядке отчеты о результатах мониторинга и принять меры по обеспечению 
сбалансированного освещения, в интересах общественности,  предвыборной 
кампании на общественных каналах «Moldova 1» и «Radio Moldova».  

 
• В соответствии с положениями Кодекса телевидения и радио, Координационному 

совету по телевидению и радио принять конкретные  меры  к вещательным 
организациям, нарушающим право жителей РМ на полное, объективное и 
достоверное информирование, право на свободное выражение мнения и право на 
свободное распространение информации посредством  телерадиоорганизаций. 

 
 
 
«Коалиция-2009» - добровольный союз общественных организаций Республики Молдова, 
которые ставят своей целью способствовать обеспечению свободных, честных, 
прозрачных и демократических выборов Парламента Республики Молдова и продолжают 
работу по стимулированию свободных и честных выборов, начатую Коалицией-2005 и 
Коалицией-2007. В настоящий момент в Коалицию входят более  70 общественных 
организаций.  
 



ПРИЛОЖЕНИЕ  
 
Целевое исследование №1 
«Moldova 1», «Mesager», 13 июля, 21.21 
Репортер: Василе Мунтяну 

13 июля телеканал «Moldova 1» передал сообщение с пресс-конференции председателя 
Движения «Европейское действие» Анатола Петренку, который объявил о выходе из 
предвыборных гонок.  

На этой пресс-конференции Петренку заявил, что отказывается от предвыборных гонок, 
но будет участвовать в дебатах с целью способствовать отстранению коммунистов от 
власти. Однако  репортаж, прозвучавший на  канале «Moldova 1», фильтрует информацию 
и искажает событие. Порядок построения материала и отбор вставок внушает 
радиослушателям фальшивую идею, согласно которой  Движение «Европейское 
действие» выходит из гонок с целью доказать, что его руководство лишено тщеславия,  
присущего лидерам правых партий, которые не пожелали идти на выборы единым 
списком.    

Лид сообщения нейтральный и в общих чертах сообщает о решении Движения 
«Европейское действие».  

Ведущий:  Движение «Европейское единство» не будет участвовать в парламентских 
выборах 29 июля. Об этом заявил на состоявшейся  сегодня пресс-конференции  лидер 
формирования Анатол Петренку.   22 июля Движение «Европейское единство» выйдет из 
предвыборной гонки.  

Следует текст репортера, который смещает акценты с подлинной, главной причины, по 
которой Движение покидает гонки, на фальшивый, минорный мотив: этот шаг, как 
явствует из сообщения,  предпринят с целью доказать, что лидер Движения  лишен 
тщеславия».  

Репортер: Анатол Петренку заявил сегодня, что его формирование не будет участвовать 
в выборах 29 июля, но от предвыборной кампании не отказывается и будет участвовать 
в дебатах, которые проведет национальный общественный телеканал. По словам 
Петренку,  это решение – лишнее свидетельство тому, что политическая партия 
может отказаться от тщеславных амбиций.  

Вставка 1

Анатол Петренку:  Мы не можем стоять в стороне, даже если у нас нет никаких 
электоральных интересов. Своим примером мы хотим доказать, что во имя 
благородного дела и в Молдове политические партии могут отказаться от тщеславия, 
присущего, к сожалению,  нашим политикам… 

В отрыве из контекста, это заявление не вносит ясности в мотивах  -  «благородного дела» 
-  о которых говорит Петренку. Ниже  приводим мнение, высказанное Анатолом Петренку 
относительно отказа либеральных партий участвовать в выборах единым списком.  

Вставка 2



Анатол Петренку: Движение «Европейское единство» первым обратилось ко всем 
политическим силам  правой ориентации с призывом идти на предстоящие выборы 
вместе. Этот демарш мы продолжали до последнего момента, как на официальном 
уровне, публичными призывами, так и неофициально, в рамках продолжительных 
дискуссий. К сожалению, это требование нашего общества не удалось материализовать.

В своем заявлении Анатол Петренку ясно указывает мотив, побудивший Движение 
«Европейское единство»  покинуть гонки, но  «Moldova 1» подвергает цензуре его 
обращение  и включает в бюллетень лишь стерильную информацию  с тем, чтобы не 
выставить в негативном свете правящую партию. Для сравнения, предлагаем вашему 
вниманию цитаты, распространенные 13 июля другими средствами массовой 
информации:  

Анатол Петренку: Движение «Европейское единство» сегодня официально объявило о 
намерении выйти из  гонок к концу предвыборной кампании для того, чтобы поддержать 
борьбу против врага номер один демократии –  коммунизма. Включение формирования в 
кампанию было продиктовано не желанием распылить голоса, а  напротив,  намерением 
поддержать политические усилия по отстранению ПКРМ от власти (Pro TV, 13 июля). 

Анатол Петренку: Движение «Европейское единство»  сегодня официально объявило о 
намерении выйти из  гонок к концу предвыборной кампании для того, чтобы поддержать 
борьбу против врага номер один демократии –  коммунизма. ДЕД не только рекомендует 
своим членам и сторонникам отдать свои голоса за партии правой ориентации /…/, но и 
будет проводить активную и мощную кампанию по мобилизации правого электората на 
выборы и по осуждению коммунизма» (EU TV, 13 июля) 

“Мы приняли это решение, чтобы не допустить распыления голосов, не оттянуть голоса 
у оппозиционных партий», заявил Петренку, уточнив, что возглавляемое им  
формирование ничего не требует взамен – «ни мест в списке, ни политических 
авантажей. Анатол Петренку сказал также, что Движение «Европейское единство» 
попытается убедить неопределившихся избирателей сделать правильный выбор, будет 
проводить четкий антикоммунистический курс и призывать своих сторонников отдать 
свой голос одной из оппозиционных парламентских партий (Info-Prim Neo, 13 июля). 

Целевое исследование №2   

«Radio Moldova», «Panorama Zilei», 14 июля, 19.00  

Репортер: Родика Рэйлян  

В передаче «Panorama Zilei» от 14 июля в рубрике Выборы-2009 прозвучал репортаж с  
пресс-конференции Партии коммунистов Республики Молдова. В материале 
продолжительностью 3 минуты 50 секунд представители этого политического 
формирования выступают с обвинениями в адрес ряда конкурентов на выборах,  без 
предоставления последним права на реплику. Из сообщения вытекает, что репортер и не 
пытался  связаться с теми, кто подвергся критике, свидетельством чему – отсутствие 
ссылок на какие-либо  усилия,  приложенные  с целью связаться с ними. 

Вместе с тем, отмечаем, что в этой же программе в эфир прошли четыре других 
репортажа с пресс-конференций Либеральной, Социал-демократической, Либерально-
демократической  партий и Альянса «Молдова ноастрэ».  Все обвинения, озвученные 
представителями этих формирований в адрес коммунистов, были сбалансированы 



ответами кандидатов ПКРМ или представителей соответствующих учреждений 
центрального публичного управления.  Из этих четырех репортажей два подготовлены 
тем же автором – Родикой Рэйлян.  

Приведенный выше пример свидетельствует о выборочном подходе «Radio Moldova»  к 
журналистским нормам, в зависимости от электоральных субъектов, о которых идет речь. 
Ангажированность общественного канала, которая проявляется в благосклонном 
отношении к определенному конкуренту на выборах, грубо нарушает принципы 
беспристрастности и  равноудаленности, которых должны придерживаться СМИ при 
освещении электоральных субъектов. Этот факт искажает истинное положение дел на  
«поле битвы» за избирателя, лишает последних объективной информации и в конечном 
итоге подрывает качество голосования в день выборов. Материал Родики Рэйлян 
показывает, что ответственность перед радиослушателями далеко не стала 
профессиональной нормой для некоторых журналистов «Radio Moldova». 

 
Целевое исследование №3 
«Radio Moldova», «Panorama Zilei», 15 июля, 19.00 
Репортер: Родика Рэйлян 

15 июля в информационной программе «Panorama Zilei» общественный канал «Radio 
Moldova» передал в рубрике «Выборы-2009» репортаж с пресс-конференции Либерально-
демократической партии Молдовы. Автор материала искромсала послание лидера 
политического формирования Влада Филата и обошла вниманием главную идею письма 
председателя ЛДПМ, адресованного Генеральному секретарю Совета Европы. 

Родика Рэйлян: Лидер Либерально-демократической партии Молдовы зачитал на пресс-
конференции письмо, написанное членами формирования на имя Генерального секретаря 
Совета Европы. В первой части послания ЛДПМ говорит о поддержке, оказанной 
европейскими структурами Республике Молдова.

Влад Филат:  Совет Европы и лично вы реагировали каждый раз, когда в нашей стране 
обострялась ситуация, а роль посредника, с которой вы успешно справились, 
определяющим образом способствовала решению проблем. Благодаря оказанной помощи 
Республика Молдова достигла определенных успехов на пути демократического 
развития. 

Любой материал для печати начинается с квинтэссенции информации. В данном случае 
налицо отставание примерно на одну минуту от текста письма. Как правило, СМИ 
избегают включать в сообщения подобные элементы, присущие в основном 
дипломатическим обращениям и в меньшей степени – журналистскому тексту. 

Родика Рэйлян: Затем ЛДПМ информирует Советы Европы о том, как будут 
развиваться,  по их мнению, события в Кишиневе после парламентских выборов. 

Влад Филат: Пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас за оперативную реакцию и 
позицию, которую неизменно занимала руководимая вами организация к  ситуации 
(упущенный фрагмент: изложенной выше.  Благодаря, в том числе, этим усилиям 
стало возможным освобождение молодых людей. Пусть они уже не находятся в 
пенитенциарных учреждениях и не подвергаются больше пыткам, они заслуживают 
юридическую и моральную реабилитацию. Тем более, что их преследование 
продолжается, а психологический прессинг огромный… 



...Вынужден констатировать, однако, что ответная реакция молдавских властей не 
всегда была соразмерной.)  Несмотря на то, что Молдова находится под наблюдением 
Совета Европы с 1995 года, несмотря на серьезные дисфункции демократических 
институтов и явные отклонения в области обеспечения прав человека, Республика 
Молдова, точнее -  те, кто руководит страной на протяжении более восьми лет, 
испытывает острый дефицит политической воли в процессе освоения ценностей, 
продвигаемых Советом Европы. До настоящего момента Молдова не присоединилась к 
Резолюции Совета Европы, осуждающей тоталитарные коммунистические режимы, 
несмотря на то, что в Парламенте страны этот вопрос поднимался неоднократно. 
(Упущенный текст:  Сегодня мы вынуждены констатировать, что этот вопрос 
актуален, как никогда.) 

В вышеприведенном случае происходит грубое смещение акцентов. С помощью 
редактирования аудиозаписи предложение было усечено (упущенные в тексте слова 
выделены полужирным курсивом – наше прим.) таким образом, что становится 
непонятно, о какой ситуации говорит автор. Это сделано грубо, что заметно на 1.10 
минуте репортаже. Далее автор исключает из текста весь фрагмент, в котором Влад Филат 
разъясняет ситуацию, о которой говорил, и «приклеивает» другой  отрывок, из которого 
удаляет  первое и последнее предложения. 

Текст искромсан с вынесением на первый план второстепенных абзацев послания лидера 
ЛДПМ с целью стерилизации сути и дезинформации  радиослушателей насчет подлинной 
темы Открытого письма, адресованного Совету Европы. Слушатели «Radio Moldova» не 
узнали, что имел в виду Влад Филат и в чем была суть его послания  Терри Дэвису.  

Родика Рэйлян: В завершение письма одной фразой ЛДПМ обращается к Секретарю 
Совета Европы.

Влад Филат: (...) призываю (...)  использовать все свое влияние и рычаги, которые 
имеются в вашем распоряжении, и инициировать пересмотр Резолюции СЕ, 
осуждающей тоталитарные коммунистические режимы (Упущенный текст: с тем, 
чтобы под  ее действие попали и преступления коммунизма в XXI веке. Только в этом 
случае можно будет реабилитировать невинные жертвы коммунистического 
режима в Республике Молдова, а также предотвратить  возможные повторения в 
будущем подобных проявлений насилия, ничего общего не имеющих с демократией, 
правовым государством и правами человека!) 

И в этом фрагменте автор позволяет себе урезать текст Филата и, таким образом, его 
призыв осудить преступления коммунизма XXI века до радиослушателей так и не дошел. 

Сообщение сбалансировано репликой ряда лидеров ПКРМ, несмотря на то, что имя этой 
партии не упоминается в материале, прозвучавшем на «Radio Moldova». Виктор Степанюк 
утверждает, что  Партия коммунистов отклонила тоталитарные доктрины еще в 1995 году 
и что резолюции европейских организаций, осуждающие преступления тоталитарных 
режимов, не касаются современных левых партий, которые называют себя  
социалистическими или коммунистическими.  

Построение материала,  форма обобщения, неоднократно искромсанный сюжет письма  
лидера ЛДПМ на имя Терри Дэвиса – все это указывает на то, что   журналист 
сознательно преподнес радиослушателям  неверную информацию о данном событии. 
Туманное изложение содержания письма делает его «неудобоваримым» для рядового 
радиослушателя, которому трудно понять, о чем идет речь. Отсутствие в материале 



верных и конкретно расставленных акцентов  относительно обращения Филата 
свидетельсвует не только об отсутствии опыта, но и о намерении общественного 
радиоканала уходить от деликатных вопросов, которые выставляют ПКРМ в 
отрицательном свете.  

Полный текст Открытого письма председателя ЛДПМ на имя Генерального секретаря 
Совета Европы Терри Дэвиса: 
http://ЛДПМ.md/index.php?option=com_content&view=article&id=1558:scriosare-deschisa-
secretar-general-consiliu-europei-terry-davis&catid=1:catservpresa&Itemid=62

Сообщение, распространенное  Радиостанцией «Свободная Европа»: 
http://www.europalibera.org/content/news/1777436.html

 
Целевое исследование №4 
«NIT», «CURIER», 16 июля, 21.30  
Ведущие:  Виктория Филипп и Октавиан Волку 
Репортеры: Виктория Филипп и Алексей Семенов 

16 июля в информационном выпуске «CURIER» вне специальной рубрики «Выборы-
2009» в эфир прошел сюжет продолжительностью 4 минуты 45 секунд о предполагаемом 
намерении Демократической партии и ее лидера Мариана Лупу организовать 26 июля 
Великое Национальное собрание.  

Хотя из репортажа ясно,  что ДПМ не намерена организовывать  в указанный день 
никакого собрания, кроме партийного съезда,  тем не менее, сюжет представлен таким 
образом, чтобы убедить телезрителей в желании Лупу созвать в центре Кишинева Великое 
Национальное собрание. Более того, согласно каналу NIT, Лупу якобы конкурирует с 
лидерами либеральных партий за площадь Великого Национального собрания.  

Ведущие Виктория Филипп и Октавиан Волку:  «В стане правой оппозиции  вновь 
разгорается борьба за площадь в центре столицы. Партия Влада Филата застолбила за 
собой площадь на 19 июля, а партия во главе с Марианом Лупу хочет собрать там 
оппозицию 26 июля.   Информация о Мариане Лупу распространена рядом блогов в 
интернете.  В этом смысле  конкуренция в стане оппозиции более чем сильна, так как ее 
лидеры понимают: кто будет солировать на площади, тот и станет первой скрипкой 
будущего антикоммунистического оркестра» (подчеркнуто нами).  

Основываясь на анонимных сообщениях, представленных как блоги и другие источники в 
интернете, не уточняя при этом,  на какие именно сайты ссылается, репортер Виктория 
Филипп утверждает, что «Лупу решил созвать собрание после того, как увидел, что 
Урекян, Гимпу, Киртоакэ и Филат 7 апреля оказались не в состоянии  вести 
манифестантов за собой до конца. Блоггеры сообщают, что Лупу призван сменить 
либеральных лидеров и продолжить то, что не удалось сделать 7 апреля...”. 

Эти утверждения, приписанные «блоггерам», преследуют одну цель: внушить 
телезрителям, что замышляется продолжение беспорядков, отмеченных 7 апреля, 
организатором  которых будет Мариан  Лупу, и что на этот раз «они пойдут до конца».  
Фоном для этих инсинуаций служат съемки апрельских событий, в том числе кадры с 
участниками акций протеста, которые несут плакат с  изображением  человеческого 
черепа и костей. На протяжении репортажа четырежды повторяются  эти фрагменты с 
акций протеста, отснятые в разные дни,  в которых мелькают в том числе Влад Филат 

http://pldm.md/index.php?option=com_content&view=article&id=1558:scriosare-deschisa-secretar-general-consiliu-europei-terry-davis&catid=1:catservpresa&Itemid=62
http://pldm.md/index.php?option=com_content&view=article&id=1558:scriosare-deschisa-secretar-general-consiliu-europei-terry-davis&catid=1:catservpresa&Itemid=62
http://www.europalibera.org/content/news/1777436.html


(ЛДПМ)  и Михай Годя (ЛДПМ), но только в двух случаях указано, что это архивные 
кадры; не уточняется и дата, когда сделаны эти съемки. 

Репортаж включает заявления Михая Годи (ЛДПМ), Вячеслава Унтилэ (АМН),  Михая 
Гимпу  (ЛП), Олега Серебряна и  Оазу Нантоя (СДПМ), каждый из которых заявляет, что 
не в курсе намерения Лупу созвать собрание или что этот вопрос его вообще не 
интересует. Несмотря на это, репортер  настаивает на своем, пытаясь обосновать 
выдуманную идею, которую стремится подать как свершившийся факт. К концу 
репортажа озвучено заявление Виталии Павличенко (представленной как  «ультра-правый 
лидер»), которая приветствует проведение такого собрания; при этом вновь 
возобновляются кадры с участниками акций протеста. 

Выводы: Этот репортаж – образец безответственной и пристрастной журналистики.  В 
материале нет ни одного источника, который подтвердил бы информацию, взятую, по 
словам репортера, из Интернета, о том, что Мариан Лупу намеревается созвать 
национальное собрание, а автор не указывает, на каких именно сайтах были 
опубликованы эти сведения.  Несмотря на то, что интервьюируемые лица опровергают эту 
информацию или не могут ее подтвердить, манера, в которой NIT  раскрывает тему, 
внушает телезрителю, что некоммунистические партии желают «довести до конца» 
протесты и свергнуть конституционный режим.  «NIT» спекулирует кадрами, отснятыми в 
разные дни протестов,  не уточняя при этом дату, когда были сделаны эти видеозаписи, а 
репортер включает в текст собственные оценочные суждения. 

Тот факт, что «NIT» выделяет  4 минуты 45 секунд материалу, основанному на слухах, и 
спекулирует относительно возможного развития событий после выборов 29 июля, 
свидетельствует, что целью материала  является дискредитация Мариана Лупу, 
возглавляемой им партии, а также остальных некоммунистических партий, 
представленных как организаторы протестов, которые вылились в погромы. 

 

 


