Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингЭкономикаКомментарии

Возможные экономические последствия нового таможенного режима

|версия для печати||
Юрие Готишан / 14 марта 2006
ADEPT logo
Новый таможенный режим на приднестровском участке молдавско-украинской границы вызвал бурные реакции в кишиневской прессе и пропагандистскую истерию в Тирасполе. Несмотря на это, абстрагируясь от политических реакций, попытается смоделировать возможные экономические последствия, которые влечет за собой новый таможенный режим. С самого начала следует признать, что с экономической точки зрения (точнее — с торговой) в результате сложившейся ситуации пострадают хозяйствующие субъекты обоих берегов Днестра. Разумеется, потери, которые они понесут, будут неодинаковые — конечно же, если так называемая «блокада», как оценивает новый режим приднестровская администрация, будет продолжительной.

Считаем, что наименьшие потери понесут хозяйствующие субъекты Республики Молдова, чей экспорт направлен на Украину, Россию и другие страны СНГ транзитом через Приднестровье, в частности, те фирмы, экспорт которых осуществляется через железную дорогу (Кучурганский таможенный пункт). Скорее всего, этим хозяйствующим субъектам предстоят какие-то дополнительные расходы за лишнюю пройденную дистанцию (у.е./км/час пробега), учитывая, что Кишинев перенаправил автотранспорт через таможенные пункты Северной, Юго-Восточной и Южной зон Молдовы и пустил поезда через Северный и Южный железнодорожные узлы Молдовы (Окница и Басарабяска). Эти дополнительные расходы найдут отражение в конечной цене экспортируемой продукции, расходы, которые в конечном итоге экспортеры покроют, включив их в конечную стоимость экспортируемой продукции (которая, вероятнее всего, будет выше).

Иной представляется ситуация для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в Приднестровье, в том числе для тех, кто зарегистрировался специализированными структурами Кишинева и получил в свое распоряжение таможенные акты Республики Молдова. Для них неважно, что в этом случае термин «экономическая блокада» — которым высокопарно и со смаком оперирует тираспольская администрация — на самом деле является самоблокадой, самоизоляцией. Кроме того, если такая ситуация сохранится, то последствия этого факта окажутся самыми драматичными для приднестровской экономики, так как внешнеторговой деятельности принадлежит значительная роль в формировании ВВП региона. Несмотря на устаревший и энергоемкий промышленный потенциал Приднестровья, доля внешней торговли в ВВП региона составляет около 80%, а наибольшая часть местного дохода формируется за счет средств, полученных в результате импортно-экспортных операций.

Более того, экспорт Приднестровья до недавних пор проявлял явную тенденцию роста, темпы которого превышали показатели роста импорта, что сегодня совсем не характерно для Республики Молдова. По данным тираспольского Центробанка, в 2005 году экспорт приднестровских товаров составил в денежном выражении около 600 млн. общая USD, что сопоставимо с годовым бюджетом Республики Молдова, и почти половина этого экспорта направлена на Россию и правобережную Молдову. Например, доля металлургической промышленности, машиностроения и металлообработки в общем объеме промышленной продукции составляет 70% от ВВП, и около 90% этой продукции предназначено на экспорт. На прошлой неделе в одном из своих заявлений министр экономики региона отмечал, что в течение недели потери Приднестровья превысили 3 млн. USD.

С другой стороны, не видим объяснений недовольству тираспольской администрации и хозяйствующих субъектов Приднестровья, осуществляющих экспорт в страны СНГ, по поводу нового таможенного режима. Хорошо известно, что после оформления регистрационных процедур в Кишиневе многие предприятия региона получили сертификаты, которые позволяют осуществлять экспорт в страны Центральной Европы и Евросоюза. В их числе предприятия «Тиротекс», «Одема», «Веста», Рыбницкий цементный завод, «Молдавкабель», «Букет Молдавии», «Квинт», Каменский консервный завод и др. Такой экспортный режим отличается полностью транспарентным характером и уже функционирует довольно продолжительный период времени без погашения каких-либо пошлин. И приднестровские предприниматели, и их партнеры в Европе вполне довольны такими правилами игры.

Любопытная статистика. Благодаря экспорту металлопроката Рыбницкого металлургического комбината (производственный потенциал которого составляет 700000 тыс. тонн в год), Республика Молдова занимает четвертое место в списке экспортеров стали на рынок США. Интересно, что главными поставщиками сырья для сталелитейного производства Приднестровья были Украина и Румыния. По данным молдавского таможенного департамента, в 2001 году только Румыния поставила около 2 млн. тонн металлолома для потребностей Рыбницкого комбината. Польша тоже крупный поставщик, особенно сельскохозяйственного сырья и продуктов, в частности, картофеля, сахара и т.д.

Прогнозы. Если попытаться сделать краткую ретроспективу событий пятилетней давности, то следует сказать, что в 2001 году Кишинев добился успехов, установив рычаги контроля над экспортом и импортом на приднестровском участке в результате отзыва таможенных печатей, используемых нелегальным образом тираспольским режимом. Эта мера оказалась довольно эффективной, хоть и частичной, для ликвидации корней, финансово питавших так называемое приднестровскую государственность. Не исключено, что на фоне крайне накаленных политических отношений между Кишиневом и Тирасполем торгово-экономические отношения между Республикой Молдова и Россией примут новый оборот, учитывая лояльность приднестровской администрации перед Москвой. Вспомним так называемые экономические санкции, которые ввела Россия на ряд молдавских товаров за прошедший год, а также возможное ужесточение Россией своей позиции на переговорах с Кишиневом относительно цен на природный газ.

Размышления на тему обменного курса Винный кризис продолжается…