Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингЭкономикаКомментарии

Терапия Международного Валютного Фонда

|версия для печати||
Юрие Готишан / 15 мая 2006
ADEPT logo
С самого начала попытаемся — что считаем полезным и для наших читателей — сделать краткий обзор истории Международного валютного фонда. В конце второй мировой войны экономика отличалась сугубо национальным характером, международная торговля была на спаде и, как прямые инвестиции, так и финансовые сделки, находились практически в тупике. Такими были в общих чертах обстоятельства, побудившие великие мировые державы 1945 года, в частности, США и Великобританию, заключить послевоенные соглашения в Bretton Woods, в результате которых были созданы МВФ и Всемирный банк. Именно эти два финансовых института были призваны положить основы международной торговли в мире, лишенном движения капитала. Всемирному банку (ВБ) надлежало компенсировать отсутствие прямых инвестиций, Международному валютному фонду (МВФ) предстояло компенсировать дисбаланс в торговле.

В этой связи отметим, что Республика Молдова присоединилась к МВФ и ВБ в 1992 году, сразу же после получения статуса полноправного члена ООН. МВФ — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, объединяет большинство стран-членов ООН и призван обеспечить надежное функционирование международной валютной системы. В этом смысле МВФ преследует международное финансовое сотрудничество и развитие международной торговли. Фонд финансируется за счет вкладов стран-членов, размер которых зависит от целей, преследуемых той или иной страной. Кроме того, первостепенной задачей МВФ является восстановление равновесия платежных балансов стран-членов.

Несмотря на то, что МВФ и ВБ сегодня практически всю свою работу (и уж точно всю работу по кредитованию) разворачивают в развивающихся странах, возглавляют эти структуры представители индустриально развитых стран. По традиции или в силу молчаливого согласия главой МВФ всегда является европеец (в настоящий момент испанец Родриго Рато), а Всемирный банк возглавляет американец (Поль Вульфовиц). Но эти люди видят мир глазами финансового сообщества. Программы, как правило, диктуются Вашингтоном и окончательно согласованы и «подогнаны» в ходе краткосрочных миссий, в рамках которых их члены внимательно изучают цифры, поставляемые министерствами финансов и центробанками.

Общеизвестно, что основными кредиторами Республики Молдова являются МВФ и ВБ. Как неоспоримо и то, что помощь, предоставленная этими организациями, была кровно необходима стране. Но, вместе с тем следует отметить, что политика, проводимая МВФ и ВБ по отношению к Молдове, не всегда была созвучна интересам социальной безопасности населения. А отношения с МВФ показали, что эта организация нередко поступает как средневековый врач, который предписывает один и тот же курс лечения всем странам, независимо от источника экономических проблем и боли, которую испытывает «пациент».

Молдова не имеет финансовой программы с МВФ с конца 2002 года, и справедливости ради надо сказать, что экономике страны удалось избежать системных кризисов даже в отсутствие программы с Фондом. Считаем, что платежный баланс — в нашем случае его дефицит, в частности, дефицит торгового баланса, который является, по сути, основным компонентом платежного баланса — компенсировался на протяжении ряда лет в значительной степени за счет валютных переводов молдавских граждан, работающих за рубежом. По неофициальным данным, в прошлом году валютные поступления в Молдову приблизились к миллиарду USD, и сколь бы цинично это ни звучало, но сумма в 17 миллионов USD, к примеру, сколько может предоставить Фонд одним траншем в рамках новой программы, несопоставима с цифрой в один миллиард.

Разумеется, соглашение с МВФ необходимо, и, конечно же, его наличие укрепляет доверие к Молдове за ее пределами, в глазах международных организаций, с которыми Молдова поддерживает отношения, в глазах иностранных инвесторов и т.д. Но в большинстве случаев подписание соглашений имеет, скорее, технический характер. Красноречивый пример в этом смысле: запоздалость, с которой вступило в силу промежуточное соглашение о сотрудничестве между Молдовой и Евросоюзом (документ был подписан в ноябре 1995 года, но одобрен ЕС в мае 1996 года) объясняется тем, что ЕС ждал подтверждения Международным валютным фондом того факта, что начавшиеся в Молдове экономические и финансовые реформы удовлетворительны. Позитивные оценки со стороны МВФ и Всемирного банка наверняка и в дальнейшем будут определяющими для отношений между Молдовой и ЕС.

Или вспомним ситуацию, когда МВФ поставил вопрос о введении предотгрузочной инспекции товаров и прервал программу кредитования, сравнительно ограниченную по масштабам, в основном из-за этой инспекции[1]. Зато огромные потоки денег, исчисляющиеся миллионами долларов, по-прежнему текут в Россию, Индонезию или Бразилию. Стандартные кредитные программы Фонда в большей степени отличаются политическим обоснованием, нежели экономическим. И никто не задумывается над «странным» вопросом: почему МВФ и ВБ, основные международные кредиторы, не обяжут США — основного международного дебитора — реализовать программы структурных реформ? Довольно снисходительное отношение МВФ и ВБ к США лишний раз подтверждает тот факт, что в отношениях между мировыми кредиторами и дебиторами явно присутствует политический элемент.

И если говорить о либерализации торговли, как того требуют правила Всемирной торговой организации (ВТО) и ВБ, то следует отметить, что американцы и европейцы разрушают таможенные барьеры, отделяющие их от Азии, Африки или Восточной Европы, но при этом баррикадируются от сельскохозяйственного экспорта из этих регионов. Слаборазвитые экономики наводнены импортным товаром, национальная промышленность дрейфует, безработица растет. По всей видимости, не корректность или последовательность являются главной проблемой Фонда для возобновления кредитования. Несправедливость существует всюду и везде, и никто не ждет, что МВФ и ВБ будут одинаково относиться к ядерной державе и к нищей стране в юго-восточной Европе, каковой является Республика Молдова, которая не имеет особого стратегического значения.

  1. С другой стороны, если бы международная компания SGS продолжала осуществлять предотгрузочную инспекцию, возможно, удалось бы избежать нынешней ситуации с экспортом вина и недовольство властей состоянием внутренней торговли
Внешние дефициты vs. дефицит экономической стабильности «Европа пусть не забывает: газ идет с Востока!»