Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингЭкономикаКомментарии

«Европа пусть не забывает: газ идет с Востока!»

|версия для печати||
Юрие Готишан / 30 мая 2006
ADEPT logo
В последнее время все сильнее разгорается спор между европейскими правительствами, дипломатами и предпринимателей вокруг формирования и развития энергетической карты Европы, за более или менее значительный объем российского природного газа, за российский капитал в Европе; официальные представители Западной Европы прибегают к различным методам в надежде укрепить свои позиции в энергетической сфере и снизить зависимость от российских энергетических ресурсов, в частности, от природного газа. Энергетическая безопасность составила один из ключевых вопросов, обсужденных на саммите Россия-ЕС 24–25 мая в Сочи. Несмотря на горячие дебаты, сторонам в конечном итоге не удалось прийти к компромиссу. Вероятно, самая горячая часть полемики оставлена на июльский саммит «Большой восьмерки», который состоится в Санкт-Петербурге.

В конце 2004 года номинальный объем российских инвестиций за рубежом составлял в около 25 миллиардов USD. Следует, однако, отметить тот факт, что темпы роста российских инвестиций в 2005 году отличались предельной скоростью. Кроме того, около 60% из упомянутых 25 миллиардов USD размещены в странах-членах ЕС. Российские компании инвестировали в 2002–2004 гг. от собственного имени более 4 миллиардов USD в страны, недавно вступившие в Евросоюза, в частности, в их энергетический сектор. Наконец, подавляющее большинство российских инвестиций сконцентрировано в энергетический сектор, что придает проблеме в целом политико-стратегический оттенок. Сегодняшняя экономика ЕС основывается на импорте 55% энергоносителей, а к 2020 году уровень зависимости расширенного ЕС (примерно в составе 30-ти стран) может возрасти до 75%.

Если экономически благополучные страны Запада, такие, как Германия, Франция или Италия располагают целым рядом рычагов для сбалансирования отношений с Россией (учитывая, что последняя массивно импортирует продукцию из этих стран), то страны Центральной и Восточной Европы более уязвимы в этом плане. Когда страна не располагает ни единым кубическим метром природного газа, как, например, Болгария, Польша или Литва, и когда плата за газ превышает в сумме размер госбюджета, как в Республике Молдова, к поставщику природного газа, по идее, следует относиться с надлежащим уважением. В последние годы мы стали свидетелями хроники, богатой инцидентами с поставками энергетических ресурсов в эти страны, а в главной роли выступала не только Россия, но и Украина, по территории которой проходят магистральные трубопроводы.

Если в отношении нефти есть альтернативные варианты, то природный газ идет исключительно с Востока. Новые члены ЕС не рискуют пересматривать слишком явно направление отношений с Россией, учитывая сравнительную слабость экономики этих стран и, в частности, российские инвестиции в их энергетические секторы. Главным вектором в этом смысле является гигантский концерн «Газпром» — компания, оперирующая в той самой области, в которой европейская экономика наиболее уязвима.

Главными инвестиционными целями России среди стран Центральной и Восточной Европы являются Польша, Болгария, Словакия, Литва и Латвия. Несмотря на то, что российские инвестиции в Польшу составляют до 3% от общего объема прямых иностранных вложений, в абсолютных цифрах этот показатель впечатляет значительно больше: 1,5 миллиарда USD. Еще больше впечатляет тот факт, что вложения «Газпрома» в Польше — либо прямыми инвестициями, либо финансовыми — приближаются к 1,3 млрд. USD. Пример Польши красноречивое свидетельство тому, что энергетический сектор является приоритетным для российского капитала, размещаемого в Центральной и Восточной Европе, а также убедительное доказательство того, что главным вектором-носителем является компания «Газпром».

В Болгарии «Газпром» владеет 50% национальной компании по транспортировке и реализации природного газа «Топэнерго», тогда как «Лукойл» приобрел 58% акций крупнейшего нефтеперегонного завода «Нефтоким» Бургаса. «Газпром» заключил также соглашение с литовским правительством о приобретении 34% акций национальной газораспределительной компании. Аналогичную эстонскую компанию по-братски поделили между собой «Газпром», «German Ruhrgas» и «Finnish Fortum Oil and Gas». Тот же «Газпроом» вместе с «Лукойл» и «Транснефтьпродукт» капитализировали 70% российских инвестиций в Латвии, где российская нефтяная компания «Сибнефть» (та самая, которая поглотила компанию «Юкос») «метит» на крайне важный нефтяной терминал в Балтийском море.

В Словакии «Сибнефть» приобрела 49% акций «Транспетрола» — компании, которая управляет на территории этой страны магистральным нефтепроводом «Дружба», главным средством экспорта российской нефти. Эксперты отмечают стратегическое значение этого приобретения, так как известен план России подсоединиться к нефтетерминалу Омисаль (Хорватия) — место, куда по замыслу должен дойти и планируемый трубопровод каспийской нефти с отправной точкой в городе Констанца. Вместе с «Ruhrgas» и «Gaz de France» «Газпром» владеет 49% акций словацкого дистрибьютора газа, располагая одновременно и правом реализации 17% долей западных акционеров. Наконец, в Чехии «Газпром» контролирует дистрибьютора «ГазИнвест» и планирует приобрести в партнерстве с западноевропейскими компаниями чешского прокатчика природного газа «Трансгаз».

До недавних пор Румыния не являлась приоритетом для российских вложений в энергетический сектор, поскольку она располагает собственными внутренними ресурсами, а кроме того, двусторонние отношения не поднимались на слишком высокий уровень. Тем не менее, Бухарест зависит на 50% от российского природного газа. Его импортируют «Imex Oil» и фирма «Conef» мажоритарного акционера «Alro» Слатина, за которой в настоящий момент стоит российский бизнесмен Виталий Матситский. Через различные финансовые компании, среди которых наиболее важной является «Marco Group», он контролирует алюминиевую промышленность Румынии, точнее говоря — «Alro», «Alprom» Слатина и «Alum» Тулчя. В 2005 году Румыния импортировала 4,5 млрд. кубических метров российского природного газа — объем, который Республика Молдова импортирует в течение двух-трех лет.

В Республике Молдова «Газпром» владеет 50%+1 акция местного предприятия по распределению природного газа «MoldovaGaz», в котором доля Правительства Республики Молдова составляет 35,33% и приднестровского комитета по управлению собственности — 13,44%. Остальными акциями владеют 1705 акционеров-физические лица, в том числе один из вице-президентов «Газпрома» Александр Рязанов (6850 акций), заместитель начальника управления «Газпрома» Виктор Дедеско (774 акции), член Совета директоров «MoldovaGaz» S.A. Алексей Прокофьев (320 акций), член правления «Газпром-Кран» Александр Божемолов (646 акций). В 2005 году Тирасполь заявил о выходе из «MoldovaGaz» и о намерении передать свои акции «Газпрому», с которым собирался создать новое совместное предприятие по поставке природного газа в регион и его транзиту. Однако сделка пока не оформлена юридически и «Газпром» взял акции в трастовое управление.

В настоящий момент ЕС пытается создать коридор для транспортировки в Европу каспийского природного газа через Азербайджан и Иран посредством турецко-греко-итальянского газопровода или газопровода Набукко совокупным бюджетом 4,5 млрд. евро, который возьмет свое начало в Турции и через Болгарию, Румыния и Венгрию дойдет до Австрии. Однако все эти планы существуют пока только на бумаге, по ним не проведены технико-экономические расчеты, призванные максимально точно установить, во что конкретно обойдется проект, а также размер тарифов на доставку и распределение. Кроме того, что касается транспортировки природного газа, Греция выступает за магистральный газопровод, который дойдет до Австрии через государства Западных Балкан (Албании, Сербии, Хорватии, Словении). Этот газопровод, пусть и находится всего лишь на начальной стадии проектирования, также получил «благословение» Евросоюза. Однако политическая нестабильность в странах, территорию которых будет пересекать газопровод, сдерживает на данный момент развитие этого проекта.

Терапия Международного Валютного Фонда Земледельцам придется искать другие ниши для экспорта растениеводческой продукции