Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингЭкономикаКомментарии

Гагаузия: регион развития

|версия для печати||
Галина Шеларь / 15 ноября 2006
ADEPT logo
В начале ноября правительство рассмотрело и установило «задания» по одному из самых дискуссионных положений своей программы — «о двух магических тройках» — 300 тыс. новых рабочих мест и 300 долл. США средняя зарплата по экономике. Всеобщий интерес и к самой проблеме, и к вариантам ее решения понятен и объясним, так как касается каждого из нас, живущего в Молдове. Вопрос вопросов, так же как и почти два года назад, возможно ль это? Ответ правительства — соответствующее постановление, а дальше комментарии экспертов, журналистов и просто электората.

Между тем, на выше поставленный вопрос, может быть и само о том не подозревая, в этот же день правительство, одобрив проект закона о региональном развитии, ответило еще раз. Ведь именно регионы страны, объединяющие ее природные, демографические и производственные ресурсы, населенные пункты, инфраструктуру, составляют естественную основу устойчивого развития. А значит, осуществляемые в системе (правовая база — структуры — процессы) действия по поддержке регионального развития должны обеспечить большую эффективность экономики страны в целом через распространение экономического роста, а главное, его результатов от центра (прежде всего Кишинев) к регионам.

Важно: регионы развития «ложатся» на существующее административно-территориальное устройство, сохраняя, при этом, исторически сложившееся районирование республики: Север, Центр, Кишинев, в перспективе Юго-восток, Юг и АТО Гагауз-Ери.

Из всех будущих регионов развития реально существуют сегодня два — Кишинев, где экономическая жизнь концентрируется и прирастает, и Гагаузия, о жизни которой, в том числе и экономической, известно гораздо меньше. Об «остальной» Молдове вообще говорят не часто.

Да и Гагаузия, во-первых, почему-то категория политическая, эта ее особенность обсуждается, тем более сегодня, очень активно и не только в автономии, но и в центре.

Вместе с тем, экономическая особистость региона очевидна. В отличие от других административно-территориальных единиц, количество и границы которых подвижны и устанавливаются исходя из конкретных задач государственного управления, Гагаузия — как автономно-территориальное образование — находится в особом положении и отличается немалым преимуществом: ее территориальная «стабильность» изначально опирается на результаты референдума 1995 года. А значит, с учетом расширенных полномочий и повышенной ответственности, здесь возможно и полноценное (в европейском понимании) региональное развитие.

При всей «скупости» имеющейся информации попробуем ответить на поставленный в начале вопрос — возможно ль это, например, в Гагаузии?

Напомним, что первая Программа социально-экономического развития Гагаузии (Гагауз Ери), утвержденная Народным Собранием Гагаузии в апреле 1997 года, определила приоритеты и индикаторы развития на 1996–2000 годы. Однако изначальная несогласованность целей и их финансового обеспечения, усиленная форс-мажором 1998 года, видимо столь значительно повлияли на реализацию, что ее итоги достоянием гласности так и не стали.

Затем, в 2001 году, была предпринята попытка (первая в истории независимой Молдовы!) разработки Региональной программы развития Гагауз-Ери. Предполагалось, что эта программа определит приоритеты и механизмы обеспечения устойчивого человеческого развития Гагаузии, как региона Республики Молдова на период до 2003, с последующим развитием до 2005 и даже 2020 годов. При этом, что особенно важно, при постановке целей и приоритетов акцент ставился на местные условия и ресурсы, с учетом возможностей государства в целом. К сожалению, работа «завершилась» лишь оценкой исходной базы, были проанализированы преимущества, потенциал и факторы развития региона, а также возможные риски[1], к разработке концепции устойчивого развития региона и собственно программы так и не приступили.

Итак, Гагаузия сегодня. Сначала о главном, о людях. Примечательно, что ареал концентрации гагаузского населения сохраняется практически неизменным на протяжении всей новейшей истории — и сегодня он в основном совпадает с данными переписей населения Бессарабии в 1897 и 1907 гг. и по сравнению с их данными население региона увеличилась в три(!) раза.

Правды ради отметим, что сравнения с переписью 1989 г. не столь оптимистичны: население сократилось, но все же почти вдвое меньше, по сравнению со всей Молдовой. Доля трудоспособного населения резко увеличилась (64%), хотя традиционно, по причине высокой «детской квоты», она составляла 45–50%. Здесь вырисовываются, по крайней мере, две проблемы. Первая занятость сегодня — ответ неутешительный, численность работающих за 5 лет сократилась на 17% (в среднем по РМ — на 5%). При этом зарплата на четверть ниже средне-республиканской и почти вдвое (!) — относительно столицы. Видимо это и стало причиной, что на поиски лучшей жизни вне дома отправилось, «официально», около 20 тысяч человек. Вторая — это кто сможет работать завтра, но задуматься об этом необходимо уже сегодня (задача, в том числе, и региональной политики).

Направление поиска: структурные сдвиги в реальном секторе экономики, поощрение предпринимательства, привлечение внутренних и внешних инвестиций.

Кстати, касательно инвестиционного законодательства, и здесь у Гагаузии собственный и позитивный опыт. Согласно закону «Об инвестициях и инвестиционной деятельности АТО Гагаузия», начиная с 2001 г. все субъекты инвестиционной деятельности пользуются льготами, предусмотренными законодательством Молдовы, и дополнительными льготами согласно местному закону. В Республике Молдова зарубежных и собственных инвесторов перестали разделять лишь в 2004 году. Видимо транспортно-географическая близость к странам Дунайско-Балканского региона и бассейна Чёрного моря, традиционно тесные культурные и экономические связи с ними, в совокупности с традиционной предприимчивостью населения и приемлемым законодательством привлекли в регион инвесторов, в том числе и зарубежных. Примечательно, что и структура гагаузских инвестиций с точки зрения собственности отличается от средне-республиканской — около 50% инвестиций иностранного или «смешанного» происхождения (в целом по Молдове — около 30%).

С 2001 г. начал свою деятельность в регионе турецкий холдинг «Asena-Textil». Стартовав в Чадыр-Лунге, сегодня он работает еще в двух населенных пунктах, а это реальные рабочие места и зарплаты.

Уже более 10 лет в селе Вэлень американская фирма «Redeco» разрабатывает нефть, а с нынешнего лета ее будет перерабатывать первый молдавский нефтеперегонный завод (собственник компания «AS Petrol Moldova») — 70 рабочих мест уже создано, еще около 100 пока «в уме».

Живет и пытается развиваться ЗСП Производственный парк «Валканеш». На конец 2005 г. здесь зарегистрировано 15 резидентов (в 2004 было 16), но, к сожалению, более половины из них реально не работает (резерв!), да и рабочих мест здесь пока явно маловато — чуть больше 400. Основной вид деятельности — производство элитных сортов вина. По своему оборудованию, лабораторным приборам контроля и анализа предприятие (DK Intertrade SRL, Россия) является одним из самых передовых в Молдове. Предполагается, что производство в ЗСП станет разнообразнее: зарегистрированы новые резиденты с проектами производства сухофруктов и шерсти. Расширят свою деятельность и действующие компании — «Metalgazcon SRL» собирается производить ореховое масло (не менее 60 рабочих мест).

Однако и проблем в Гагаузии хватает. И наиболее явная — это взаимоотношения с центром. Здесь есть о чем задуматься и в контексте формируемой сегодня правительством региональной политики государства, особенно в части финансово-экономических и организационных механизмов ее реализации. И сегодня периодически раздаются взаимные упреки по поводу межбюджетых отношений. Центр недоволен несостыковками в законодательстве, Гагаузия — суммами перечисляемых трансферт. И компромисс здесь, несмотря на принятые на законодательном, в том числе и на конституционном, уровне изменения еще только предстоит найти. К сожалению, реалии Молдовы таковы, что пока эти законодательно закрепленные права не в полной мере подкреплены собственными ресурсами. Думается, что с созданием регионов развития эти проблемы могут приобрести и новое качество — необходимость достижения разумного компромисса между внутри-региональным сообществом, в том числе и местными администрациями.

Необходимо, чтобы региональная политика перестала ассоциироваться преимущественно с распределением ресурсов, предоставляемых центром. Только в этом случае в Молдове возможен прирост регионами — активизация экономики на местах, улучшение условий жизни населения, а значит и социальная стабильность.

  1. Региональная программа «Гагауз-Ери»: анализ исходной базы, www.cisr-md.org
Государственный бюджет на 2007 год Лей — «священная колонна» экономики