Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингЭкономикаКомментарии

Инфляция принимает серьезный оборот

|версия для печати||
Юрие Готишан / 3 декабря 2007
ADEPT logo

Наши прогнозы об уровне инфляции в октябре, изложенные в предыдущем номере журнала Правление и демократия в Молдове, подтверждены официальными данными НБС. Так, согласно статистике, инфляция в октябре составила 1,6%, а кумулятивно за десять месяцев т.г. достигла 10,7%. Наиболее значительный рост цен отмечены на продукты питания, подорожавшие на 2,4%, цены на непродовольственные товары повысились на 1,4%, коммунальные и другие услуги обошлись населению дороже на 0,8%. Задача, поставленная Правительством и Нацбанком, также под угрозой срыва в условиях, когда максимальный потолок инфляции установлен в пределах до 10%. Октябрьская инфляция никого уже не удивляет, более того — и в ближайшие два месяца ожидается дальнейшее значительное повышение цен, особенно на фоне увеличения цен на топливо со стороны местных автозаправочных станций. Вместе с тем, по нашим расчетам, в ноябре-декабре слишком уж большого скачка инфляции не предвидится благодаря возможному снижению цен на продовольственные товары.

Несомненно, подорожание продовольственных товаров внесло наиболее значительный вклад в повышении уровня инфляции. Особо заметно повысились цены на масло растительное, овощи и фрукты в свежем виде, немного подорожал и хлеб. Симптоматична ситуация, которая сложилась, например, с растительным маслом. С одной стороны, урожай подсолнечника в этом году снизился почти в три раза. С другой стороны, годовой объем производства, оцененный в 45–50 тыс. тонн, превышает внутренние потребности (35–40 тыс. тонн). При этом на внешнем рынке отмечено повышение цен на этот продукт — примерно на 35–40%, у нас же производители повысили цены даже на 50%. Вероятно, производители ориентировались на региональные условия, тогда как для местных потребителей такая ситуация больно бьет по карману. Соответственно, в сложившейся ситуации власти вправе проверить, насколько обоснованно это решение производителей. Местный рынок сравнительно небольшой и торговцы могут, договорившись между собой, навязать неоправданно высокие цены. Поэтому проявления ажиотажа имеют незамедлительный и сильный резонанс.

Конечно же, засуха этого года привела к росту цен на основные продукты питания. Аналогичная тенденция увеличения цен наблюдается и в других странах региона. Кстати, на этом фоне перспективы инфляции еще более ухудшились. Так или иначе, попытки властей вмешаться в административном порядке на рынок в надежде обуздать скачок цен на отдельные продовольственные товары можно оправдать. С другой стороны, рыночная экономика несовместима с однозначным вмешательством государства, так как производители и торговцы вправе самостоятельно назначать цены на тот или иной товар — разумеется, в пределах разумного.

Можно предположить, что последствия роста цен наиболее сильно скажутся весной следующего года и не исключено, что эхо засухи, которую мы испытали прошлым летом, аукнется и в 2008 сельскохозяйственном году, особенно если власти не примут надлежащих мер для смягчения последствий. Если к этой ситуации, сложившейся на рынке продовольствия как таковом, добавить и тенденцию роста цен на энергоносители, то, с точки зрения потребителей, положение осложнится еще больше.

Принятое в конце сентября решение Нацбанка увеличить базовую процентную ставку и обязательные минимальные резервы коммерческих банков, размещенные в центробанке, свидетельствует о том, что Национальный банк не упускает из поля своего зрения задачу номер один — инфляцию. Во второй половине года усилилось давление на цены, пик этой тенденции пришелся на август-октябрь. В своих комментариях, публичных выступлениях и пр. я неоднократно пытался доказать, что борьбу с инфляцией не следует прерывать даже в том случае, если ее уровень, на первый взгляд, низкий. Однако в ответ мне говорили, что это слишком дорого обойдется для национальной экономики, так как более высокая инфляция (разумеется, при условии, что она под контролем) стимулирует предприятия получать более существенные прибыли от продаж. Но долгосрочные риски, вызванные инфляцией — высокие процентные ставки или растущая безработица — не обходятся всем нам более болезненно?! Два из этих элементов уже материализовались: растущие инфляция и процентные ставки. Что касается безработицы, несмотря на то, что официальная статистика указывает на низкий ее уровень, на самом деле эти цифры довольно далеки от действительности.

Более высокие процентные ставки могут показаться более привлекательные, но только на краткосрочный период, потому что высокая инфляция снизит их рентабельность на долгосрочный период. Укрепление лея, даже если это явление способствовало снижению инфляции, будет и в дальнейшем подпитывать желание брать кредиты, но это приведет к росту потребления и тем самым — к наращиванию импорта. Кроме того, если смотреть с другой точки зрения, укрепление национальной валюты (по сути, поддерживаемое и декларированное президентом Нацбанка) в конечном итоге отрицательно скажется на экономическом росте, в том числе на фоне сокращения экспорта.

Иными словами, углубление дефицита торгового баланса снизит показатели роста ВВП в последние три месяца[1]. Вне всякого сомнения, решения НБМ по обузданию инфляции недостаточно, если за этим решением не последует устранение других «болячек», которые могут свести все усилия на нет. Имею в виду, в частности, тот факт, что Нацбанк мог бы сократить объем операций по стерилизации на валютном рынке и тем самым снизить ставку доходности на краткосрочный период. В случае если не будут предприняты эти и другие меры, инфляция примет еще более серьезный оборот.

  1. См. Euromonitor №8.
Политическое согласие сквозь призму состоятельности общественных политик Инфляция: мысли вслух