Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингПолитикаКомментарии

Накануне выборов нового примара столицы

|версия для печати||
Игорь Волницкий / 30 июня 2005
ADEPT logo

Будут ли признаны состоявшимися выборы от 10 июля?

В настоящий момент самый главный вопрос, связанный с выборами нового примара столицы, намеченными на 10 июля, состоит в том, придет ли на избирательные участки достаточное количество избирателей для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися. Согласно действующему законодательству, выборы признаны действительными, если в них приняли участие не менее одной трети избирателей, занесенных в списки. Статистические данные показывают, что в последние годы число избирателей, занесенных в списки для голосования в Кишиневе, постоянно растет. Например, если на местных выборах 2003 года в муниципии Кишинэу в списки избирателей были включены 564 тыс. избирателей, то уже к парламентским выборам 2005 года их было 618 тыс. человек. Учитывая, что после парламентских выборов прошло лишь несколько месяцев, можно предположить, что эта цифра практически не изменится. Следовательно, чтобы выборы от 10 июля считались состоявшимися, в них должны принять участие минимум 206 тыс. избирателей.

Опасения, что эти выборы могут не состояться, основаны на нескольких факторах. Прежде всего, некоторые политические обозреватели и партийные лидеры полагают, что день проведения выборов выбран не совсем удачно, так как многие граждане с правом голоса находятся в отпуске и, следовательно, не смогут явиться к урнам. Указанные лидеры и наблюдатели считают, что власти специально вынудили Центризбирком назначить выборы на 10 июля, стремясь снизить шансы представителей оппозиции. Как хорошо известно, электорат Партии коммунистов представляют в основном русскоязычные граждане и пенсионеры. Первая категория дисциплинирована и при необходимости может решить вопрос с отпуском таким образом, чтобы 10 июля оказаться в Кишиневе. Что касается второй категории, ее представители вообще в отпуск не уходят. Совсем иная ситуация с избирателями кандидатов демократов — они не только недисциплинированны по сравнению с коммунистическим электоратом, но и менее сознательно относятся к выборам. Практически, каждый второй избиратель-демократ предпочтет ехать на море, чем отказаться от отпуска по политическим соображениям.

Однако было бы наивно считать, что выборы назначены на 10 июля только потому, что это устраивает власти. По сути, власть и не располагала реальными рычагами для этого, так как Центральной избирательной комиссии пришлось ответить на ходатайство муниципального совета об организации выборов в столице. В соответствии с действующим законодательством, после обращения муниципального совета Центризбирком должен был назначить дату выборов на одно из воскресений конца июня — начала июля. И если эта дата устраивает Партиию коммунистов по вышеизложенным причинам, то в этом случае, скорее, речь идет о совпадении, а не о заранее спланированном сценарии. Кроме того, неявка избирателей на голосование и непризнание выборов одинаково больно ударит и по коммунистам, и по демократам. Следовательно, в данном случае интересы правления и оппозиции совпадают — намеченные на 10 июля выборы должны состояться.

Другая причина, по которой эти выборы могут не состояться, связана с тем, что студентов в Кишиневе не будет, и они не смогут принять участие в голосовании. Представители ряда оппозиционных партий уже поторопились усмотреть в этом интриги власти, «не заинтересованной в том, чтобы студенты участвовали в выборах, так как они, как правило, голосуют за демократов». Однако есть все мотивы предположить, что если бы студенты и находились в Кишиневе в день выборов, ситуация ничем бы не изменилась, так как эта категория избирателей, к сожалению, очень и очень пассивна. Например, на предыдущих парламентских выборах Центризбирком отпечатал 42 тыс. удостоверений, которые давали студентам право голосовать в любом населенном пункте республики, но обратились за этими удостоверениями только немногим более 2 тыс. студентов. И даже из числа получивших удостоверение далеко не все приняли участие в выборах. Это дает повод утверждать, что если бы 10 июля студенты находились в Кишиневе, они не смогли бы оказать решающего влияния ни на процент явки избирателей, ни на процент голосов, набранных конкурентами на выборах.

И, наконец, третье опасение связано с тем, что многие избиратели, разочарованные последними политическими событиями, просто не пойдут голосовать. Речь идет, в первую очередь, об электорате Христианско-демократической народной партии, который в Кишиневе составляет около 15%, и об избирателях Социал-либеральной партии, которые составляют в столице 1,5–2%. Депутаты этих партий, которые совсем недавно еще проводили ярко выраженную антикоммунистическую политику, поддержали Владимира Воронина на выборах главы государства и проявили солидарность с коммунистами в других судьбоносных вопросах. Многие избиратели христианских демократов разочарованы поведением их лидеров и, возможно, не пойдут на выборы. Примерно такая же ситуация и с избирателями социал-демократов (1,5–2%) — они разочарованы тем, что, какие бы усилия ни прилагались, их формированию никогда не удается добиться значительных результатов.

Все эти факторы могут обусловить низкий процент явки избирателей. Вместе с тем, представители Центризбиркома склонны полагать, что намеченные на 10 июля выборы, скорее всего, состоятся. В первую очередь, они обращают внимание на тот факт, что на последних парламентских выборах явка избирателей по муниципии Кишинэу составила около 55%. Даже если предположить, что вышеперечисленные факторы усилят пассивность в рядах избирателей, это снизит участие максимум на 15–20%. Следовательно, в любом случае к урнам придут 35%-40% избирателей, что достаточно для признания выборов состоявшимися.

Центризбирком сильно рассчитывает на жителей сел, входящих в состав муниципия Кишинев. В этих населенных пунктах около 100 тыс. граждан с правом голоса, из которых в голосовании участвуют, как правило, процентов 70. Следовательно, треть избирателей, необходимых для признания выборов состоявшимися, обеспечат пригороды столицы. Остальные две трети, вполне возможно, обеспечат преданные избиратели основных партий — Партии коммунистов, Альянса «Наша Молдова» и Христианско-демократической народной партии.

В настоящий момент ситуация в муниципии Кишинэу такова, что никто не может с уверенностью сказать, состоятся или нет намеченные на 10 июля выборы. Тем не менее, оснований утверждать, что в выборах примет участие необходимое количество избирателей, больше, чем оснований утверждать обратное.

Шансы кандидатов на должность примара столицы

Специфика выборов от 10 июля состоит в том, что впервые на старте избирательной кампании нет бесспорных лидеров. Разумеется, кандидат коммунистов Зинаида Гречаный и независимый кандидат Думитру Брагиш имеют некоторое преимущество, но это преимущество не дает уверенности в том, что именно кто-то из них станет примаром. Месяц назад никто не стал бы сомневаться в том, что борьба за примэрию развернется именно между выдвиженцами Партии коммунистов и Альянса «Наша Молдова», но, учитывая ошибки, допущенные тем временем партиями, которые они представляют, а также самими этими кандидатами, положение дел изменилось радикальным образом.

По мнению некоторых политических обозревателей, правящая партия допустила ошибку, выдвинув Зинаиду Гречаную на должность примара столицы, потому что столица ее практически не знает. Точнее, Зинаиду Гречаную знают, но только как министра, а не как специалиста по остальным злободневным проблемам Кишинева. Эти аналитики утверждают, что правящая партия должна была выдвинуть либо хорошего администратора и хозяина, либо личность, хорошо известную всем. На первом этапе предполагалось, что именно так все и произойдет, и даже назывались такие имена как экс-премьер Ион Стурза, министр иностранных дел и европейской интеграции Андрей Стратан, председатель Торгово-промышленной палаты Георге Куку, бывший министр энергетики Якоб Тимчук, бывший министр транспорта и связи Василе Згардан. Каждый из этих людей больше подходил для выдвижения кандидатом на должность примара столицы, чем Зинаида Гречаный — либо в силу неоспоримого авторитета, которым они пользуются, либо потому, что они знают на практике проблемы столицы и знают, как их решать. Скорее всего, коммунисты рассчитывали на то, что министр финансов, прежде всего, наведет порядок в финансах столицы, после чего на выявленных средствах приступит к решению проблем Кишинева. Но эта предвыборная философия труднодоступна простому избирателю, который, скорее, хотел бы видеть во главе столицы человека, который понемногу разбирается во всем, нежели хорошего специалиста, но узкого профиля.

Кроме того, в отличие от прежних выборах в столице, на этот раз кандидату коммунистов придется противостоять жесткой конкуренции на сегменте лево-центристского электората. Это потому, что с теми же избирателями, что и кандидат коммунистов, будут работать еще два претендента на голоса «ностальгиков» по былым временам и пророссийски настроенного электората — Валерий Клименко и Георге Сима. И если последний может рассчитывать максимум на один процент голосов, то Валерий Клименко, которого поддерживает как его собственное формирование «Равноправие», так и обе социалистические партии (блок «Патрия-Родина»), может набрать до 8%., с учетом того, что за него могут отдать свои голоса избиратели коммунистов, разочаровавшиеся в последнее время нынешнем правлении.

Проблем может создать Зинаиде Гречаный и кандидат Демократической партии Владимир Гуриценко. Во-первых, за него могут проголосовать представители более умеренного электората коммунистов, которым может не понравиться «дружба» их партии с социал-либералами и христианскими демократами. Во-вторых, Владимир Гуриценко может привлечь на свою сторону значительную часть избирателей сектора Ботаника столицы, где он является претором и пользуется авторитетом. До настоящего момента сектор Ботаника считался одним из наиболее сильных звеньев столичных коммунистов.

Все эти факторы могут привести к тому, что Зинаида Гречаный в первом туре наберет меньше голосов, чем прогнозировали политические обозреватели (около 40%). Разумеется, никто не сомневается в том, что набранный процент голосов позволит кандидату коммунистов выйти во второй тур голосования, где и развернется последний бой за должность примара столицы.

Думитру Брагиш, хоть и остается одним из фаворитов предвыборного марафона, может набрать гораздо меньше голосов, чем Альянс «Наша Молдова» на выборах 2003 года. Экс-премьер отказался баллотироваться от этой партии, предпочитая статус независимого кандидата. Политические аналитики полагают, что тем самым он надеялся заручиться поддержкой и других партий — Социал-демократической партии, Центристского союза и т.д. Однако это принесет Брагишу больше вреда, чем пользы. Да, выступая в качестве независимого кандидата, он может рассчитывать на симпатию тех 2% избирателей, поддерживающих социал-демократов, и тех около 0,5% сторонников Центристского союза в Кишиневе. Но, отклонив предложение АМН, Брагиш рискует лишиться поддержки электората бывшего Альянса независимых (традиционный электорат экс-примара Серафима Урекяна) и электората бывшей Либеральной партии (лидер — Вячеслав Унтилэ). Всего речь идет примерно о 15% кишиневских избирателей.

Кроме того, независимый кандидат Думитру Брагиш подтвердил предположения о том, что внутри АМН не все ладно и что эта партия на грани раскола. Этот момент может оказаться решающим для не определившихся еще избирателей, которые могли бы отдать свой голос партии, претендующей на роль главной оппозиционной силы в стране, но никогда не станут голосовать за «политического мятежника», который представляет самого себя и ограниченную группу лиц. Эта ситуация осложняет позиции экс-премьера на этих выборах, который если и пройдет во второй тур, то только потому, что остальные кандидаты еще слабее.

В определенных кругах идут разговоры о том, что на этот раз кандидат ХДНП наберет небывало низкий процент голосов. Если раньше кандидаты христианских демократов набирали 10–15% голосов, то сейчас Георге Сусаренко может рассчитывать в лучшем случае на 5–6%. Это потому, что, во-первых, он не член партии и не христиан-демократ со стажем, который мог бы привлечь традиционный электорат этой партии, и, во-вторых, — потому что имидж ХДНП в столице довольно сильно пострадал из-за неоднократного союза с коммунистами после выборов.

Не исключено, что часть электората ХДНП, а также часть избирателей АМН перейдут на сторону независимого кандидата Михая Северована. Это единственный кандидат, которого может поддержать электорат либералов, поскольку раньше он входил в партию, возглавляемую вначале Мирчей Снегуром, затем Вячеславом Унтилой, а также часть электората ХДНП, так как он, Северован, ближе других кандидатов их устремлениям. Он пользуется авторитетом и уважением у этого электората.

Что касается остальных кандидатов, они, по мнению большинства политических обозревателей, могут рассчитывать на незначительный процент голосов избирателей.

Как будет развиваться «Украинский план» приднестровского урегулирования? Факторы, которые могут повлиять на исход новых выборов