Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингЭкономикаКомментарии

Международные рейтинги, внешний дефицит, обменный курс…

|версия для печати||
Юрие Готишан / 31 марта 2009
ADEPT logo

Недавно группа Economist Intelligence Unit, относящаяся к известному британскому журналу The Economist, опубликовала отчетEN об уязвимости стран мира перед последствиями мирового экономического кризиса. Отчет классифицирует Республику Молдова, Украину и Боснию и Герцеговину как самые политически нестабильные государства и, следовательно, очень уязвимые ко всему, что происходит на экономическом уровне. На самом деле эти объяснения очень естественны, Украина, например, вошла в самый разгар экономического кризиса с раздробленным политическим классом, с внутренним расколом и разногласиями. В Боснии и Герцеговине ситуация фактически аналогична украинской, а Республика Молдова, отличающаяся скорее автократическим, нежели демократическим, режимом правления, имеет очень высокий уровень недовольства населения и недоверия политическим институтам. Таким образом, все эти факторы, если не прямо, то косвенно, никак не могут не повлиять на уровень политической и экономической стабильности в отдельно взятой стране.

Согласно другой классификации международного агентства финансовой оценки Fitch IBCAEN, рейтинг Республики Молдова по долгосрочным внешним обязательствам находится на уровне «B-», а по внутренним — на уровне «B», оба — с прогнозом «стабильный». Вместе с тем, по мнению представителей Fitch, политическая и экономическая ситуация в Республике Молдова «очень трудная» на фоне роста внешнего долга и стойкости дорогого лея. В контексте приведенных выше утверждений приведем комментарии по оценкам двух этих рейтингов, наметив определенные аспекты по макроэкономическому контексту.

Согласно данным НБМ, в III квартале 2008 года общий внешний долг Республики Молдова составил около 4 миллиардов долларов, что примерно на 19% больше по сравнению с показателем на конец 2007 года и несколько больше 66% от ВВП (в 2008 году ВВП составил примерно 6,03 миллиарда долларов и был рассчитан с учетом среднего курса в 10,42 лея за доллар). В общем объеме внешнего долга публичный долг, гарантированный государством, составил к концу 2008 года примерно 0,78 миллиарда долларов или около 13%, в общих чертах этот уровень является приемлемым. Наибольшую долю в общей структуре внешнего долга Республики Молдова имеет частная негарантированная задолженность, составляющая примерно 3,1 миллиарда долларов и увеличившаяся на 20% по сравнению с 2007 годом, в частности за счет увеличения объема коммерческих кредитов. Кроме того, торговый дефицит достиг в 2007 году рекордного уровня более 3,3 миллиарда долларов, составляя около 55% от ВВП, а дефицит текущего счета превысит, вероятно, 6% от ВВП. Ясно, что приведенные выше цифры указывают на тенденцию к росту внешнего дефицита за последние годы с решающим «вкладом» частного сектора. Более того, рост внешнего дефицита оправдывает опасение некоторых экономистов относительно возможных отклонений в 2009 году на фоне эффектов экономического кризиса и объясняет в некоторой степени тот факт, почему переговоры с МВФ были непростыми.

В действительности отношение между текущим счетом и ВВП (ТС/ВВП) — это основной показатель, на который следовало бы обращать внимание при оценке внешней позиции страны. Соответственно, как торговый баланс, так и денежные поступления из-за рубежа относятся к текущему счету платежного баланса. Например, в случае Молдовы в III квартале 2008 года дефицит текущего счета вырос до 218 миллионов долларов. Используя метод простой экстраполяции, мы могли бы прогнозировать, что в 2009 году дефицит текущего счета превысит 500 миллионов долларов или более 10% от ВВП (МВФ ожидает 10,6% ВВПEN). Конечно, 10% — это дефицит, который трудно финансировать при любой экономике, однако Республика Молдова сравнительно неплохо справляется по сравнению с другими государствами региона. Центральный банк, несмотря на резкое истощение валютных резервовRO за последний период, располагает достаточными ресурсами для защиты от спекулятивных атак. Вместе с тем на подобных уровнях Венгрия или Польша за последние десять лет прошли через серьезные финансовые кризисы, ознаменовавшиеся девальвацией национальных валют.

Следует отметить и еще одну вещь: значительная часть дефицита текущего счета (около 50%) приходится преимущественно на частный сектор. Следовательно, частный сектор берет в долг больше, чем государство. Тому есть элементарное объяснение: частный сектор, вероятно, более разумен, чем публичный (поскольку подчиняется правилам рынка) и в конце концов этот дефицит имеет естественное объяснение. Это демонстрирует и статистика за 2008 год: импорт технологического оборудования, машин и аппаратуры все более значителен по объему, соответственно экономические агенты больше инвестируют в переоборудование и модернизацию предприятий, ожидая больших прибылей в будущем.

Вместе с тем объявленные снижения ставок по леям, повышенные зарплаты, экспансия потребительского кредитования, возможное укрепление лея будут благоприятствовать динамике внутреннего спроса, намного превышающего внутреннее предложение. Снижение ставок может придать импульс кредитованию в леях в экономике, которая пока охвачена потребительской лихорадкой. Если снижение налогов в 2008 году и нулевая ставка налога на корпоративную прибыль не слишком серьезно стимулировали поступления в бюджет, потребительская экспансия находится в более крупном внешнем дефиците и, вероятно, в замедлении усилий по снижению инфляции. Укрепление лея по отношению к доллару в некотором роде помогло добиться в 2008 году меньшей инфляции, чем в 2007 году, однако это углубило внешний дефицит.

Макроэкономическая динамика этого года будет во многом зависеть и от региональных тенденций. Все же на фоне отрицательной экономической динамики как на внутреннем, так и на внешнем уровне трудно сказать, каковы будут возможности Республики Молдова справиться с этой ситуацией без внешней финансовой помощи. Напомним, что меморандум с МВФ практически истек, а переговоры по новому соглашению станут возможными только после формирования нового правительства. Предоставление помощи другими донорами также обуславливается существованием соглашения с МВФ. Если не удастся определить альтернативные источники финансировании или отказаться от некоторых социальных и экономических программ, правительство будет вынуждено обращаться к помощи Национального банка. Вместе с тем опустошение резервов может обернуться раскручиванием спирали цен и началом спекулятивных атак на лей. Немедленным результатом этого может стать рост цен, девальвация национальной валюты и, естественно, подорожание стратегического импорта — природного газа, электроэнергии и др. Тем более, что в последние дни отмечен резкий скачок цен на нефть на международных рынках.

Нередко мы становимся очевидцами обвинений НБМ за его политику обменного курса, которые временами бывали оправданными. Дорогой лей может предотвратить инфляционное давление, но внешний дефицит будет углубляться, а последствия не заставят себя ждать. Когда лей укрепляется, в том числе номинально, последствия ощущают на себе в первую очередь экспортеры — в виде снижения поступлений от продукции, реализованной за рубежом. Кроме того, продолжительное укрепление лея с определенными колебаниями подрывает экономическую стабильность, если прибыли от производительности не соответствующие, что ведет к большому дефициту на уровне предприятий и национальной экономики. Рассчитывать на укрепление лея, как на фактор, который мог бы способствовать снижению инфляции, может оказаться очень рискованным решением. Некоторые говорят о неминуемом финансовом кризисе, спровоцированным возможным «бегством капитала», которое может заставить лей обвалиться. Однако одновременно Республика Молдова не слишком рискует столкнуться с бегством спекулятивного капитала. В последнем случае выбор правительства должен быть оправдан в отношении дилемм Национального банка, а выбор его экономической политики — крайне непрост, поскольку предполагает серьезные затраты. В любом случае, необходимо эффективное сотрудничество между правительством и НБМ, тем более, что на внутренней экономической конъюнктуре 2009 года могут отразиться и результаты парламентских выборов 5 апреля.

Экономические ретроспективы на 2008 год Экономика Молдовы и МВФ