Alegerile parlamentare din 2021 în Republica Moldova - alegeri.md
 МониторингПолитикаКомментарии

Презумпция виновности

|версия для печати||
Игорь Боцан / 30 июня 2009
ADEPT logo

Священное право быть независимыми…

15 июня 2009 года действующий президент Владимир Воронин распустил парламент, издав указ о проведении досрочных парламентских выборов 29 июля. Партия коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) под руководством Владимира Воронина публично объявила об агрессивности и жесткости кампании, которую она будет вести против оппозиции на досрочных выборах. По всей видимости, учитывая сделанные заявления, цель ПКРМ в избирательной кампании по досрочным парламентским выборам — отомстить либеральной оппозиции, заставив ее сожалеть, что она не согласилась голосовать за кандидатуру ПКРМ на пост главы государства. По отношению к либеральной оппозиции применяется, без права на апелляцию, презумпция виновности за извилистый путь ПКРМ по реализации добрых намерений. Главный лозунг ПКРМ: «Настало время вернуть наше священное право быть независимыми, настало время защитить Родину!». Формирование указывает, что недруги будут уничтожены, естественно, с соблюдением правовых норм, как уточняет действующий президент Владимир Воронин.

Таким образом, проблемы, с которыми сталкивается Республика Молдова после восьми лет правления ПКРМ: финансово-экономический кризис; антагонистический и разобщенный политический класс; общество, расколотое по множеству критериев; все более очевидная международная изоляция и др., — возлагаются руководством страны на недругов. Внешний недруг — Румыния, подрывает независимость Республики Молдова; внутренний недруг — либеральная оппозиция, подрывает политическую стабильность в пользу внешнего недруга; международное финансовое сообщество, спровоцировавшее финансово-экономический кризис на мировом уровне из-за либерального подхода в ущерб марксистским принципам, несет вину за экономический кризис в Республике Молдова и др. Родина в опасности, все разрушают, а созидают только ПКРМ и ее лидер. Для Партии коммунистов характерен диалектический способ определения недругов, только лидеры этого формирования забыли, с каким энтузиазмом объявляли в 2007 году о проведении либеральной революции в Республике Молдова, которая им чем-то послужила… Священное право быть независимыми в принятии решений о том, какие направления политики в лучшей степени служат интересам, — чрезвычайно мобилизующее.

В сложившейся ситуации задачей избирательной кампании ПКРМ является достижение результата, который бы освободил формирование от необходимости сотрудничества с оппозицией при построении новых ветвей власти. То есть ПКРМ желает набрать по крайней мере 3/5 парламентских мандатов. Лидер Партии коммунистов выражает больший оптимизм, обещая даже 4/5 мандатов. Именно эта цель определяет жесткость и агрессивность объявленной ПКРМ кампании. Встает вопрос — если после выборов 5 апреля, когда жесткость и агрессивность еще не анонсировались, последовали события 7 апреля, то чего могут ожидать граждане Республики Молдова по завершении кампании, в начале которой жесткость и агрессивность были буквально вынесены в заголовок?

За твою свободу… быть хозяином в твоем доме…

Либеральная оппозиция отвечает ПКРМ в том же ключе. Только ответная реакция определяется жестким и агрессивным поведением правящей партии. По отношению к ПКРМ применяется презумпция виновности относительно: узурпации власти, распространения коррупции, обнищания страны, которое вынуждает граждан эмигрировать сотнями тысяч, систематического и намеренного нарушения основных прав и др. В этом контексте либеральная оппозиция утверждает, что добрыми намерениями ПКРМ вымощена дорога к 7 апреля…

Впрочем, риторика либеральной оппозиции и симпатизирующих ей средств массовой информации переросла пределы, после того, как стало ясно, что любое соглашение с ПКРМ, а в частности голосование за кандидатуру этого формирования на пост главы государства, приравнивается к предательству. Синдром ХДНП, то есть эволюция Христианско-демократической народной партии после голосования 4 апреля 2005 года и ее провал на выборах 5 апреля 2009 года, служит аргументом в пользу пресечения любых соглашений с Партией коммунистов. Во время избирательной кампании по досрочным выборам либеральная оппозиция борется с агрессивностью и жесткостью ПКРМ, ее обвинениями, указывая на то, что именно лидер ПКРМ Владимир Воронин прекратил в июле 2007 года политическое партнерство по европейской интеграции с оппозицией. Воронин развязал информационную войну и кампанию по беспрецедентному преследованию против оппозиции, в которую включились Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел и другие публичные органы.

Кроме того, действующий президент Владимир Воронин лучше, чем кто-либо другой, знает, что либеральная оппозиция не планировала организовывать то, что он называет попыткой государственного переворота. Действительно, 7 апреля, после того как провокаторам удалось толкнуть протестантов на совершение актов вандализма, а здания парламента и администрации президента были разгромлены, действующий президент вел с лидерами либеральной оппозиции дискуссии относительно способа прекращения вандализма, но не относительно формы передачи власти. При этом власть спекулирует на проблеме «Атаки на Молдову» в избирательных целях. И после всего этого лидеры ПКРМ изображают на каналах прислуживающего формированию медиа-холдинга невинное удивление, задаваясь вопросом — с чего это не голосуют за президента, выдвинутого ПКРМ. В этом контексте предложение либералов — бороться за свободу… и право быть хозяином собственной судьбы…

Политическую войну надо остановить…

На фоне непримиримых позиций двух описанных выше платформ выделилось компромиссное предложение — центристская платформа. Она базируется на двух в некотором роде необычных составляющих, основанных на недовольстве их представителей ситуацией, в которой оказалась страна после выборов 5 апреля 2009 года. Избирательным локомотивом на досрочных парламентских выборах, поставленным на рельсы социально-демократической колеи Демократической партии Молдовы (ДПМ), служит одна из бывших ключевых фигур ПКРМ в ходе предыдущих выборов, экс-председатель парламента Мариан Лупу. Проект Мариана Лупу вызвал множество толкований и подозрений, в том числе в связи с призывом остановить политическую войну. Он сохраняет презумпцию виновности для политической дестабилизации и институционального блокирования не в той мере, как непогрешимая ПКРМ и моральные победители либералы. Но самый сильный и самый влиятельный является и главным виноватым в случае конфликта — это аксиома.

Нет сомнений, что заслуга в возникновении центристской платформы принадлежит ПКРМ, важно лишь то, было ли подобное сделано сознательно или невольно. Поэтому до конца избирательной кампании будут муссироваться спекуляции на тему, является ли проект Мариана Лупу сверхинтеллектуальным планом Марка Ткачука или это результат проявлений определенных дисфункций внутри ПКРМ. В действительности Мариан Лупу покинул ряды ПКРМ за два дня до собрания актива Партии коммунистов, на котором лидер формирования Владимир Воронин раскрыл то, как он распоряжается вертикалью власти. Подобные признания вызывают неудобные вопросы. Так, на встрече с активом ПКРМ 12 июня 2009 года, Владимир Воронин признал перед коллегами по партии (один из которых снимал его выступление, которое стало доступным широкой общественности), что за последние семь лет он «по сути выполнял и функции премьер-министра». Воронин сделал эти утверждения, чтобы подчеркнуть, насколько слабым и беспомощным был, по его мнению, экс-премьер Василе Тарлев. Тут возникает вопрос — зачем тогда он держал Тарлева в течение семи лет на посту главы правительства?

В принципе, на этот вопрос могут существовать лишь два ответа, и оба выявляют чрезвычайно неприятные моменты для ПКРМ. Первый ответ может сводиться к тому, что Владимиру Воронину был нужен слабый премьер, чтобы получить его полномочия с целью построения вертикали власти. Иначе зачем ему надо было сохранять Василе Тарлева на посту премьера такое долгое время. Если это так, то обвинения либеральной оппозиции в адрес Владимира Воронина об узурпации власти приобретают очень интересные нюансы.

Второй вариант ответа, который исключает высказанное выше предположение, сводится к тому, что среди 30 тысяч членов Партии коммунистов Республики Молдова Владимир Воронин не нашел ни одного человека, достойного назначения на пост премьер-министра. Но этот вариант наносит в какой-то степени урон репутации именно 30 тысяч товарищей Владимира Воронина. И еще печальнее для этих 30 тысяч членов ПКРМ то, что и после отставки Василе Тарлева не нашлось ни одного члена Партии коммунистов, который бы мог принять пост премьер-министра, равно как не нашлось достойной кандидатуры и на пост главы государства. Кандидатура члена ПКРМ на пост главы государства Андрея Негуцэ получила ноль голосов товарищей по партии. Вместе с тем кандидатура Зинаиды Гречаной, не являющейся членом формирования, получила все голоса парламентской фракции ПКРМ. И здесь снова возникает невинный вопрос — не является ли главное качество госпожи Гречаной очень похожим на особенность Василе Тарлева? Не избирается ли она на пост главы государства, чтобы позволить председателю парламента Владимиру Воронину исполнять фактически и функции президента?

Являясь членом ПКРМ, Мариан Лупу имел причины быть недовольным продвижением на ключевые посты в нашей государственности людей, не являющихся членами партии, которым прививается чувство бескрайней благодарности за продвижение на высокие посты, а реальные полномочия севшего в соответствующее кресло конфискуются благосклонным инициатором назначения. Подобные должны лишь следить за тем, как бы Республика Молдова не исчезла с карты мира.

Заключения

Сорванный маневр «Обновления» Дадут ли русские деньжат?